Рецензия на фильм «Черный медведь»

filmz

Мы посмотрели фильм из программы последнего кинофестиваля «Санденс». Разбираемся, почему он отличается не только заслуживающим высшей награды перформансом Обри Плазы, и как эта оригинальная метаинтерпретация блуждания сценариста по лабиринту своего разума отсылает к Линчу с его «Малхолланд Драйв».

Молодая сценаристка, режиссерка, а в прошлом еще и актриса Эллисон (Обри Плаза) прибывает в загородный дом, чтобы найти в лесу вдохновение для нового фильма. Жильцы дома – Гейб (Кристофер Эбботт) и беременная Блейр (Сара Гадон) – стараются быть доброжелательными хозяевами, но переживают проблемы в своих отношениях и спорят о каждой мелочи. Гейб начнет открыто подавать недвусмысленные знаки внимания гостье, она пофлиртует в ответ, Блейр не приемлет такого развития событий, из-за чего частые пререкания супругов перерастут в шумную семейную ссору с криками и рукоприкладством.

Построенная преимущественно на диалогах драма очень эмоциональна, заряжена шутками и пылкими дискуссиями, что дополняется безукоризненной актерской игрой. И если Кристофер Эботт, которого мы недавно наблюдали в «В чужой шкуре», очень органичен, то перформансы Обри Плазы и Сары Гадон достойны наивысшей похвалы. Продлится эта захватывающая камерная лента с тремя героями недолго, потому что скоро действие внезапно остановится, развернувшись совсем в ином направлении: роли артистов перемешаются, а дом превратится в суматошную съемочную площадку.

Автор ленты Лоуренс Майкл Ливайн изначально выстраивает типичную инди-драму, а в середине картины делает попытку деконструировать написанную историю, выйдя на метауровень. Парадокс, а одновременно и горькая правда жизни, заключается в том, что разобранный по кирпичикам сюжет все равно соберется воедино, и исход событий не лишится своей предсказуемости. «Черный медведь», в отличие от легендарного опуса Дэвида Линча «Малхолланд Драйв», с которым здесь прослеживаются явные параллели, не обладает хоть сколько-нибудь выраженным сюрреализмом. Фильм особо не концентрируется на попытке различить мир грез и реальность, оставляя это на суд зрителя. Последняя здесь, общем-то, не имеет никакого значения, все происходящее возможно трактовать исключительно как абстракцию. Не случайно в своих философских дискуссиях герои отдельно остановятся на термине «солипсизм» – т.е. признания, что реален лишь собственный разум. Копаясь в себе и работая над сценарием, авторка будет сталкиваться со своими внутренними демонами вновь и вновь, несмотря на смену декораций и диалогов.

Примечательно, что Ливайн не останавливается на игре разума и теме бытовых трудностей сценаристов. Полушутливо и вскользь он покажет также другие будничные проблемы фильммейкеров: и неуправляемость съемочной группы, и испорченный реквизит, и подвыпившие актеры. Ярчайшим же становится этический вопрос допустимости личных отношений на площадке и манипулирования людьми для достижения результата. Проблема эта, по-видимому, насущна для создателей. И Одри, и Ливайн не раз работали над фильмами совместно со своими супругами. Ответ главной героини в картине на этот вопрос будет удручающим, но реалистичным: цинично эксплуатируя своих близких, конечно, можно выйти за рамки возможностей и создать шедевр кинематографа, но придется заплатить огромную цену. Авторский взгляд Ливайна же более стоитичен и, ожидаемо, либерален, что видно по тому, каким получился «Черный медведь». Несмотря на постепенную утрату обществом пресловутых культурных скреп, режиссеру сегодня, по-видимому, совсем не нужно быть мужем-тираном, чтобы добиться, пожалуй, самой выдающейся роли Обри Плаза в ее карьере.

Читайте также:

Рецензия на фильм «Взаперти»
Вторая картина многообещающего режиссера нашумевшего «Поиска» – про то, как бежать из дома, если не можешь ходить, а все средства связи были отключены предусмотрительными родителями...

Рецензия на фильм «Цой»
Водитель Павел Шелест не мог представить, как изменится его жизнь, когда 15 августа 1990 года с его автобусом на трассе столкнется «Москвич» Виктора Цоя. По злой иронии именно ему предстоит перевезти тело лидера группы «Кино» в Ленинград для погребения. И делать это он будет в компании бывшей жены Цоя, его сына, любовницы, друга и одержимой фанатки...

Рецензия на фильм «Земля кочевников»
На питерском фестивале «Послание к человеку» состоялась российская премьера лауреата «Золотого льва» Венецианского фестиваля. Рассказываем об одном из главных фильмов года...

Рецензия на фильм «В чужой шкуре»
Сын Дэвида Кроненберга снял свой второй полнометражный фильм – еще один боди-хоррор на грани безумия, и получилось кинематографичнее дебюта...

Рецензия на фильм «Ребекка»
Ремейк первого голливудского фильм Альфреда Хичкока за авторством страшно талантливого соотечественника Бена Уитли...

Рецензия на фильм «Ведьмы»
Роберт Земекис снял ремейк одноименного фильма 1990-го года в лучших традициях современного Диснея: точно скопировав большинство деталей, но растеряв при этом свойственный оригиналу скандинавский сюрреализм...

Рецензия на фильм «Борат 2»
Спустя полтора десятка лет Саша Барон Коэн снял продолжение культовой комедии нулевых. В сиквеле он рассказывает, откуда взялся COVID-19 и почему феминизм – это хорошо...

Рецензия на фильм «Последняя капля»
София Коппола сняла бадди-муви с блистательным дуэтом Билла Мюррея и Рашиды Джонс про кризис среднего возраста и тонкости отношений отцов и дочерей...

Рецензия на фильм «Спайс бойз»
В российские кинотеатры ворвались лихие и неистовые «Спайс бойз» за авторством беларусского режиссера Владимира Зинкевича. Картина успела отметиться на отзвеневшем месяц назад ММКФ в рамках программы «Фильмы, которых здесь не было». Черная комедия на стыке с жанром хоррора довольно смело и безо всяких стеснений рассказывает о вреде наркотиков...

Рецензия на фильм «Суд над чикагской семёркой»
Netflix презентовал на суд зрителя вторую режиссерскую работу Аарона Соркина, разыгранный россыпью первоклассных актеров процедурал о столкновении протестантов с полицией в Чикаго в 1968-м году...

Рецензия на фильм «Падение»
Фильм из программы несостоявшегося Каннского кинофестиваля – от лучшего дебютанта этого года Вигго Мортенсена...

Рецензия на фильм «Гипноз»
В прокат вышла новая работа Валерия Тодоровского «Гипноз». Картина успела принять участие в основном конкурсе 42-го Московского международного кинофестиваля, на котором она, увы, не смогла загипнотизировать ни жюри, ни зрителей...

Рецензия на фильм «Гнездо»
Кино про трудности переезда в Англию и одну мертвую лошадь – от канадского дарования Шона Дёркина...

Рецензия на фильм «Никогда, редко, иногда, всегда»
Выдающаяся картина о двух девушках, тайно едущих на аборт в Нью-Йорк. Гран-при жюри последнего Берлинале...


Все новости