Под ударом экономического кризиса маленький городок Эмпайр приказал долго жить: градообразующий гипсокартоновый завод закрыли, рабочих распустили, а индекс населенного пункта признали более не действительным. На этом самом заводе работала бухгалтером Ферн – уже давно не девочка, женщина шестидесяти лет, блестяще сыгранная Фрэнсис МакДорманд. Год назад рак отнял у Ферн мужа, теперь у неё отнимают принадлежащий заводу дом. Поэтому женщина вынуждена переселиться в фургон и наедине с собой отправится в путь по Америке в надежде найти приработок и, если повезет, новые знакомства.
«Земля кочевников» – триумфатор Венеции этого года. Фильм получил главный приз от жюри под шефством Кейт Бланшетт в компании с Кристианом Петцольдом и Мэттом Диллоном. А спустя почти два месяца приехал в Петербург, чтобы открыть фестиваль «Послание к человеку». Обладателя «Золотого льва» показали один единственный раз на закрытом показе, без продажи билетов и входом только по пригласительным. Обычному зрителю придется подождать начала российского проката в феврале. Если к тому моменту ещё будет Россия, а весь мир вокруг не погрузится в нечто необъятное постапокалиптическое.
Авторство «Земли кочевников» принадлежит 38-летней Хлое Чжао, американской инди-постановщице китайского происхождения. В своей прошлой работе – фильме «Наездник» – Чжао рассказывала историю молодого парня Брэди, положившего жизнь на карьеру укротителя лошадей в национальном американском развлечении родео. На очередном шоу Брэди неудачно упадёт с лошади и фатально повредит голову. Травма перечеркнет путь укротителя диких скакунов и заставит героя искать для себя другое применение.
Поиск нового места в мире, когда, казалось бы, всё окончательно и бесповоротно завершено – основной лейтмотив творчества американской постановщицы. В этом плане, на «Земле кочевников» Чжао нисколько себе не изменила. Её главный вопрос: как жить дальше, когда реальность взяла и сломала всю твою жизнь об колено? И сделала это ни за какие-то страшные грехи, ни за наивную глупость, ни за неверно принятое решение. А за просто так. На таком фундаменте порядочный голливудский сценарист построил бы историю преодоления, историю борьбы за справедливость, на зубах и, скорее всего, ценой жизни. Поэтому предыдущий «Наездник» так сильно напоминает «Рестлера» Даррена Аранофски. У Чжао герой тоже, зная о неминуемой гибели, берет свое спортивное снаряжение и идет умирать на арену. Правда, у неё он в последний момент передумает, обнимет отца и примирится с судьбой, дай бог, простого дрессировщика, а скорее всего, рядового работника супермаркета.
У героини «Земли кочевников» Ферн нет даже такого выбора. За плечами у неё разоренный город, а под ней – потрепанный фургончик с ироничным именем «Авангард». На нем Ферн отправляется в новую жизнь. Из прошлой прихватит разве что старый семейный альбом и набор отцовских тарелок. В пути она встретит общину таких же кочевников во главе с их идеологом Бобом Уэллсом, который сбежал от мира в попытке смириться с самоубийством сына. Останется посреди пустыря с пожилой дамой Шарлин Суэнки, которая на манер коренных жителей континента держит путь на Аляску с целью встретить там смерть. Наткнется на старушку Линду Мэй, отправившуюся колесить по Америке в поисках сезонной работы, т.к. вся жизнь в труде не обеспечила ей хоть сколько-нибудь приличных социальных выплат. Режиссерка не просто так акцентирует внимание на именах знакомцев Ферн. Все они реальные люди, настоящие кочевники, путешествующие по бескрайным просторам Америки.
Документальность – главный прием в арсенале постановщицы. Она почти не задействует профессиональных артистов, используя в качестве актеров реальных прототипов. В «Наезднике» все главные герои играли, по сути, самих себя. В «Земле кочевников» героиня Фрэнсис МакДорманд, за исключением еще пары эпизодников, – единственный человек извне, персонаж художественного мира, которого Чжао искусно вплетает в жизнь настоящих людей. Понятно, что «Земля кочевников» – кино постановочное. Но именно смешение художественного и документального делает его более реальным, чем сама жизнь.
В центре оптики Хлои Чжао человек как он есть. Без политических взглядов, предрассудков и лозунгов. Её герои, несмотря на всю меланхолию, люди, сплошь пропитанные нежностью и оптимизмом. А ещё они, безусловно, самые свободные. Их свобода в движении, в способности положиться на судьбу, которая с каждым из них обошлась самым беспощадным образом. И хочется верить, что все они, разъехавшись кто куда, ещё обязательно встретятся. Как говорил Боб Уэллс, я никогда не говорю «прощай», потому что знаю, что мы обязательно встретимся в пути.
Рецензия на фильм «В чужой шкуре»
Сын Дэвида Кроненберга снял свой второй полнометражный фильм – еще один боди-хоррор на грани безумия, и получилось кинематографичнее дебюта...
Рецензия на фильм «Ребекка»
Ремейк первого голливудского фильм Альфреда Хичкока за авторством страшно талантливого соотечественника Бена Уитли...
Рецензия на фильм «Ведьмы»
Роберт Земекис снял ремейк одноименного фильма 1990-го года в лучших традициях современного Диснея: точно скопировав большинство деталей, но растеряв при этом свойственный оригиналу скандинавский сюрреализм...
Рецензия на фильм «Борат 2»
Спустя полтора десятка лет Саша Барон Коэн снял продолжение культовой комедии нулевых. В сиквеле он рассказывает, откуда взялся COVID-19 и почему феминизм – это хорошо...
Рецензия на фильм «Последняя капля»
София Коппола сняла бадди-муви с блистательным дуэтом Билла Мюррея и Рашиды Джонс про кризис среднего возраста и тонкости отношений отцов и дочерей...
Рецензия на фильм «Спайс бойз»
В российские кинотеатры ворвались лихие и неистовые «Спайс бойз» за авторством беларусского режиссера Владимира Зинкевича. Картина успела отметиться на отзвеневшем месяц назад ММКФ в рамках программы «Фильмы, которых здесь не было». Черная комедия на стыке с жанром хоррора довольно смело и безо всяких стеснений рассказывает о вреде наркотиков...
Рецензия на фильм «Суд над чикагской семёркой»
Netflix презентовал на суд зрителя вторую режиссерскую работу Аарона Соркина, разыгранный россыпью первоклассных актеров процедурал о столкновении протестантов с полицией в Чикаго в 1968-м году...
Рецензия на фильм «Падение»
Фильм из программы несостоявшегося Каннского кинофестиваля – от лучшего дебютанта этого года Вигго Мортенсена...
Рецензия на фильм «Гипноз»
В прокат вышла новая работа Валерия Тодоровского «Гипноз». Картина успела принять участие в основном конкурсе 42-го Московского международного кинофестиваля, на котором она, увы, не смогла загипнотизировать ни жюри, ни зрителей...
Рецензия на фильм «Гнездо»
Кино про трудности переезда в Англию и одну мертвую лошадь – от канадского дарования Шона Дёркина...
Рецензия на фильм «Никогда, редко, иногда, всегда»
Выдающаяся картина о двух девушках, тайно едущих на аборт в Нью-Йорк. Гран-при жюри последнего Берлинале...