Спайк Ли, работающий голосом темнокожих американцев уже больше тридцати лет, выдал свой новый фильм как нельзя кстати – в разгар очередного расового скандала. Будучи главным экспертом в вопросах взаимоотношений афроамериканцев со всеми остальными, Ли еще в 1989 буквально предсказал историю Джорджа Флойда: пророческий шедевр «Делай, как надо!» заканчивался бунтом темнокожего населения Бруклина, начало которому положило убийство полицейскими местного парня (его тоже задушили, и тоже из-за совершенного пустяка). Перед финальными титрами тогда шли слова Малкольма Икс о допустимости протеста через насилие. «Пятеро» кончаются вырезкой из речи Мартина Лютера Кинга – прямого противника Малкольма в вопросах насилия.
Если раньше Ли допускал возможность решения расовых конфликтов через силу, теперь он заступает на территорию любви и прощения. При всей ангажированности Спайка Ли на расовой повестке автора вот уж никак нельзя обвинить в превознесении черных (все мы помним блистательный ход с параллельным монтажом ку-клукс-клановцев и черных пантер из предыдущего фильма режиссера). Для него, впрочем, нет и никакого «All Lives Matter», потому что нет никакого универсального человека, которого можно было бы подставить под «All». Люди разные и делятся на бесчисленное множество групп. И Спайк Ли как гуманист – теперь точно – уже три десятилетия выступает на стороне слабых. Тем более что сам он с этими слабыми связан неразрывными связями.
Герои картины – жертвы ненужной войны, которые не смогли с неё вернуться. Им всем уже по семьдесят, но в своих снах они всё еще молодые парни, следующие по джунглям за своим храбрым командиром, который для них и учитель, и Бог. Персонажи, все без исключения, как водится у Спайка Ли, неоднозначны и полны предрассудков. Даже вьетконговцы у него – что из Сайгона, что из Хошимина – имеют человеческие лица (чего только стоит рассказ одного из солдат про жену и стихи, завернутые в шарф). Теперь уже откровенно в декорациях войны 63-летний ветеран режиссуры сталкивает лбами черных, белых и желтых – а в конце переводит все стрелки на тех, кто предпочитает зеленые хрустящие банкноты. «Война – это деньги, а деньги – это война» – говорит Штормовой Норман, командир отряда главных героев.
«Пятеро одной крови» получились, как и следовало ожидать, очередным манифестом классика. Опять хроника, опять цитаты значимых борцов за равноправие, опять многозначительные титры. Опять все те же монтажные приёмы и диалоги, написанные по принципу «кто кого переорёт». Режиссёр снова два с лишним часа (Ли в принципе коротких фильмов не снимает, а в этот раз получилось даже длиннее, чем обычно) деконструирует природу ненависти и даёт ответ на вопрос «кто виноват?». И в этот раз достается беспринципным манипуляторам. Тем, кто, играя чужими жизнями, стремится получить личную выгоду: от предприимчивого богача в белом костюме – до пропагандистского голоса из радиоприемника. Но это всё, конечно, полная ерунда. Важнее другой вопрос: «что нас всех и каждого спасёт?». И тут Спайк Ли ответов не меняет. Разумеется, любовь.
Рецензия на фильм «Лицо со шрамом»
Редакция «Настоящего кино» посмотрела, пожалуй, главный хит онлайн-кинотеатров последних двух недель — вышедший сразу на VoD фильм про последний год жизни самого известного гангстера Альфонсе Капоне...
Рецензия на фильм «Ширли»
На Hulu и Amazon состоялась премьера «Ширли», странной, но весьма занятной драмы о небольшом периоде из жизни американской писательницы Ширли Джексон — классика готической прозы и вдохновительницы Стивена Кинга...