Совсем юная пара интеллектуалов едут в поезде. Она — бросившая из-за беременности учёбу, нежно любящая мужа девица. Он — подающий надежды молодой учёный: не слишком обаятельный, но с амбициями. Направляются они в небольшой городок Беннингтон, где им предстоит поселиться в доме профессора Стэнли Хеймана и его жены — известной своим творческим и повседневным безумием писательницы Ширли Джексон. У Роуз и Фреда (так зовут приезжую молодёжь) простой и понятный план: пожить пару дней у именитой четы, пока не найдётся собственное жильё. По личной просьбе Хеймана, пара дней быстро превратится в несколько месяцев, в которые Роуз предстоит сыграть с сумасшедшей писательницей в изнуряющую и плодотворную психологическую игру.
«Ширли» — четвёртый полный метр Жозефин Декер. Первые два остались незамеченными даже на родине постановщицы. Третий — «Мадлен Мадлен» двухлетней давности, сандэновский хит с Молли Паркер и Мирандой Джулай. Четвёртый и на данный момент последний фильм Декер представили миру уже в Берлине, в программе Encounters.
Ещё на «Мадлен Мадлен» локальная американская критика писала о рождении нового киноязыка. И несмотря на очевидную опрометчивость подобного заявление, как минимум в примечательности постановщице не откажешь. Стиль, чётко определившийся на предыдущем фильме, Декер сохраняет и в «Ширли».
Её кино также недружелюбно к зрителю, как писательница Ширли Джексон недружелюбна к юной девушке Роуз. Оно испытывает и загоняет в угол, грубит и пускает сигаретный дым в лицо. Оно топчется на месте и периодически взрывается. У него лицо взъерошенной Элизабет Мосс, презрительной и неприветливой. Такое кино совершенно не принимается умом, отвергается сердцем, но прекрасно ощущается на кончиках пальцев.
Отдельных слов достоин актёрский состав. Майкл Стулбарг, который в небольшой хронометраж сумел уложить образ прекраснолицего подонка. Логан Лерман — амбициозный простофиля с вечно растерянной физиономией. Одесса Янг — прекрасная в своей первоначальной робости. Но на голову всех обыгрывает, конечно, уже упомянутая Элизабет Мосс. Её Ширли Джексон — персонаж притягательный и отталкивающий одновременно. Посмотрите, как она курит в кровати и костерит стремление к чистоте, и сами всё поймёте.
Её главное стремление — не дать окружающей обыденности взять над ней верх. Отгородиться от всех и работать над своей версией реальности — писать роман о пропавшей девушке. Не она устанавливала правила, по которым «Шекспировский клуб» — лишь эвфемизм для плановых походов налево, а женщина — приятное дополнение к мужчине. Потому она и не считает нужным им следовать. Её бунт приводит к общему мнению: Ширли Джексон — безумная ведьма, зачем-то пишущая страшные книжки. И так для всех, кроме Роуз. Юную девушку сперва пугает мир, открытый для неё Ширли, потом же — она сама получает от него искреннее удовольствие.
Жозефин Декер представила миру историю о борьбе с реальностью за право с этой же реальностью не согласиться, выставить ей свои условия и по возможности выйти в конце победителем. Постановщица не провозглашает лозунги и не объявляет виноватых — если уж на то пошло, виноватых её система координат не подразумевает вовсе, потому что виноваты все и по-своему (это её сильно роднит с реальной Ширли Джексон, которая в своем последнем романе заявляла, что все заслужили смерти). Вместо этого она дарит кусочек совершенной ирреальности, которая пусть и болезненная, и вообще довольно неприятная, но зато такая родная.
Рецензия на фильм «Лицо со шрамом»
Редакция «Настоящего кино» посмотрела, пожалуй, главный хит онлайн-кинотеатров последних двух недель — вышедший сразу на VoD фильм про последний год жизни самого известного гангстера Альфонсе Капоне...