К осени 2019-го цапнувшая инопланетных технологий Россия нехило так поднялась по технико-космической части – вплоть до того, что университетские лекции об искусственном интеллекте перестали быть чисто теоретическими, а понятие «российско-галактического продукта» больше не кажется оксюмороном (но экономические санкции всё равно продлены, так как допускать до полученного добра чужеземных экспертов наша страна, естественно, отказалась).
Между тем Юля Лебедева бегает теперь только с охранниками; один её бывший кавалер так и не оклемался пока после инсульта, зато другой нашёл работу, обустроил дом и завёл огород. «В прошлый раз всё плохо кончилось», – напоминает по случаю Харитон, предлагая девушке от греха подальше куда-нибудь улететь («Во вселенной множество пригодных для жизни планет»), так как «сила, которая в ней растёт, может стать угрозой для всех». «Кто тебе дороже: твой мир или моя дочь?!» – ставит вопрос ребром отец-генерал.
О «Вторжении» можно вести речь с двух позиций. Первая – самая очевидная: сделано это круто и мощно. Талантливо! Профессионально! Так здорово, что ни к чему не придраться!
Ни к чему, кроме фатально порочной Идеи. И об этом – разговор с другой стороны.
Если говорить прямо, «Вторжение» – до безупречности идеальный пример Государственной Пропаганды, её феноменальное торжество. Именно о таком кинематографе говорил когда-то наш дедушка Ленин, признавая его важнейшим из искусств, и именно о таком кино грезит сейчас наше Министерство культуры – когда путём создания Высокохудожественного Произведения Искусства в мозги широчайших слоёв населения аккуратно внедряются нужные Государеву Оку темники и мысли.
Убрав в скобки всю «развлекательную» составляющую, в остатке мы видим простую, но архиважную Задачу: как дважды два доказать всем исключительную необходимость изоляции Рунета. Здесь это показано буквально, с опечатыванием сетевых входов и переходом на проводные телефоны и печатные машинки, но упаковано при этом так, что в целесообразности этих действий сомневаться не приходится. Надо – значит надо!
Потому что как же иначе, когда любой хакерски настроенный Враг в любой момент может захватить нас через соцсети и в один день обвалить всю стабильность при помощи фейковых новостей! И на государственном ТВ вдруг прозвучит устаревшее слово «взрыв» (сразу понятно: фальшивка!) вместо нынешнего куда как более благозвучного «хлопок». И простой русский Ваня из бравого парня станет убийцей, слепо поверив тоннам Лжи, распространяемой через эти гнусные пиндосские сервера!
Но не ссыте, ребята: наш мир останется стоять – ибо даже в условиях беспредельного хаоса последними рупорами единственно честных новостей останутся газета «Комсомольская правда» (та на первой полосе крупными буквами сообщит: «Не доверяйте цифровым источникам информации») и прекрасноликий телеведущий Сергей Брилёв, который из кожи прям вылезет, восстав против нечисти в надежде донести до народа Единственно Правдивую Весть («И главное: не поддавайтесь на провокации!»).
Конечно, мне тут же скажут: невозможно было снять «Вторжение» как госзаказ, потому как тема изоляции Рунета всё ещё кажется недавней (на самом деле это не совсем так), а кино – тем более такое масштабное – так быстро у нас не снимается. Но в этом-то и состоит талант Большого Художника (каковым, безусловно, является ФСБ, собравший вокруг себя столь же талантливую творческую группу) – работать не по текущей повестке, а предвидеть запросы будущего. И в данном случае: не только улавливать пресловутый дух эпохи, душою чувствуя общественный запрос, но сердечно предвосхищать повеленья Власти. Не ждать, когда что-то случится – и потом бежать отрабатывать, а заранее даже не предполагать, а, опережая события, формировать повестку!.. В этом и заключён один из секретов по-настоящему мощной пропаганды.
Этим и опасно «Вторжение». Когда государственную идеологию пытаются реализовать в лоб – зачастую это получается, мягко сказать, не очень ярко. Но когда в дело идёт язык высокохудожественной метафоры – это может быть чрезвычайно действенно. Ведь так куда эффективнее можно внушить пришедшим в кино массам историческую правильность нынешнего политического курса на полную изоляцию. И заранее оправдать то, чего ещё как будто бы не произошло!
Так что не верьте, что всё это уже было – осенью, как говорит фильм, 2019-го. В реальности всё ещё впереди.
Поэтому этот фильм – вне оценки. Мы можем отчаянно его хвалить за то, как он снят, но мы не можем закрывать глаза на то, для чего он сделан.
У его создателей есть, конечно, своя правда – и нельзя отнять у них право её утверждать. Но на вопрос «Ты вообще за какую планету (то бишь страну) воюешь?» у нас с ними будут разные ответы.
P.S. В беседе, состоявшейся сразу после пресс-показа «Вторжения», продюсер картины Александр Андрющенко уверил нас, что речь ни в коей мере не идёт ни о госзаказе, ни о госпропаганде – но визировать текст интервью в итоге отказался.
Читайте также:
Продюсер «Вторжения»: «Вся эта ситуация с Рунетом – безусловно, совпадение»
Киноповесть «Один день на войне» поступила в продажу
«Звёздные войны». Некролог. Памяти павших
«Звёздные Войны»: роль сюжетных мотивов в композиции саги Джорджа Лукаса
«Левиафан». Разбор по косточкам. Глава 24: Приёмная мэра
Бумажные комиксы. «Бэтмен» Шона Мёрфи: «Белый Рыцарь»
Бумажные комиксы. «Сказки» Билла Уиллингхэма: «Издание делюкс. Книга восьмая»
ТОЛЬКО СПОЙЛЕРЫ: «Терминатор: Тёмные судьбы» (вы не должны читать эту статью)