Не успела Россия, разворованная лихими девяностыми, вступить в новое столетие, как в августе 2000-го года на дне Баренцевого моря оборвались жизни 118-ти подводников российского Северного флота: во время плановых учений потерпела крушение атомная подводная лодка класса К-141 «Курск».
На протяжении нескольких дней после катастрофы в незатопленном девятом отсеке «Курска» оставались в живых двадцать четыре члена экипажа. Однако власти России не смогли спасти подводников, чему стала причиной спасательная техника, непригодная к работе, и нежелание огласки экономического упадка страны перед всем миром.
Трагедии был посвящен не один документальный фильм; в свое время режиссер Владимир Хотиненко снял игровую картину «72 метра» - но та лишь косвенно намекала на события, связанные с «Курском». В итоге о трагедии, ставшей уколом в самое сердце российского народа и отозвавшейся болью в сердцах всего человечества, на большом экране рассказала Европа.
В 2015 году производственная компания Люка Бессона «EuropaCorp», выкупившая права на экранизацию книги британского журналиста Роберта Мура «Время умирать», объявила о разработке фильма «Курск». Изначально планировалось, что съемки будут проходить на территории России, а режиссером числился Мартин Зандвлиет (чуть позже получивший номинацию на премию «Оскар» за драму «Моя земля»). Однако Минобороны России отказало в разрешении на съемки. В результате картину начали снимать только в 2017 году во Франции, Бельгии и Норвегии; теперь уже режиссерское кресло занял один из основоположников «датской Догмы» Томас Винтерберг.
Несмотря на легкое ощущение карикатуры на жизнь российских подводников, действия которых в начале картины кажутся надуманными и переигранными, у создателей фильма все-таки получается нащупать пульс и поместить зрителя в самый центр событий, заставив пережить ужасную трагедию вместе с экипажем подводной лодки, прочувствовать ту боль, которую испытали родные погибших. И это заслуга не только талантливого режиссера, который смог правильно расставить акценты и с предельным уважением рассказать трагедию чужой страны, но и оскароносного оператора Энтони Дода Мэнтла, камера которого словно перемещает зрителя на без малого двадцать лет назад и становится глазами, направленными на несправедливое и жестокое «убийство».
За счет того, что в картине приняли участие европейские актеры, еще не успевшие примелькаться отечественному зрителю, практически сразу же веришь в их российское происхождение, а наблюдая за игрой Маттиаса Шонартса, Леи Сейду и Аугуста Диля, забываешь, что перед тобой картина европейского производства. У актеров получилось прочувствовать и изобразить простую, но стойкую душу русского человека. Убедительным вышло и противостояние офицера британского флота в исполнении лауреата премии «Оскар» Колина Фёрта и адмирала российской армии, роль которого сыграл легендарный Макс фон Сюдов (актеру, на минутку, в этом году исполнилось 90 лет).
«Курск» - фильм предельно честный. Он во всех красках демонстрирует разворованное постсоветское пространство и облачает коррумпированных чиновников, которые собственными руками заживо похоронили подводников российского Северного флота на дне Баренцевого моря.
Вполне вероятно, что многим эта картина покажется пропагандой, намерено порочащей российскую армию и российский правительственный кабинет на фоне гуманной, технологически продвинутой и современной Европы. Но к большому сожалению, это просто правда, которую мы заслужили узнать...
Рецензия на фильм «72 метра»
Ассоциация, возникающая при обращении к ленте Владимира Хотиненко, о гибели атомохода «Курск», неслучайна. И снимали его в частично в Североморске и автор повести «72 метра» служил в тех же краях. Только вот не одна субмарина «Курск» затонула в северных морях...
Рецензия на документальный фильм «Встреча с Горбачёвым»
Не так давно «Встреча с Горбачёвым», документальная историко-политическая лента Вернера Херцога и Андре Сингера, закрывала 41-й ММКФ. Выйдет ли этот продукт наивной провокации совместного производства Германии, Великобритании и США в российский прокат...
Рецензия на фильм «День субботний»
Камерный драматический спектакль от первого лица режиссера Мостофы Сарвара Фаруки «День субботний» - это неоправданно жестокое столкновение религии и перверсий человеческой природы...
Рецензия на фильм «Отец Ночь»
Военный фильм латвийского режиссера Дависа Симаниса-младшего «Отец Ночь» - это первый в истории латвийского кинематографа рассказ на тему Холокоста...
Рецензия на фильм «Видок: Императором Парижа»
Картина повествует о реальном и даже легендарном французском преступнике XIX века Франсуа Видоке, который решает сотрудничать с полицией, чтобы реабилитировать своё имя и получить амнистию...
Рецензия на фильм «За мечтой»
Пусть новая героиня Эль Фаннинг и говорит, что ей уже 21 год, на деле ей – всего лишь семнадцать. С учётом этого обстоятельства, мы вновь доверяем разобрать премьеру представителю целевой аудитории – ведь не для критиков же такое кино...