Рецензия на фильм «Курск»

filmz

Намеренно затянувшиеся работы по спасению подводников атомной лодки «Курск» нашли своё отражение и в ситуации вокруг решения Министерства культуры России допустить картину Томаса Винтерберга «Курск» к прокату - желание скрыть правду, избежать позора и унижения.

Не успела Россия, разворованная лихими девяностыми, вступить в новое столетие, как в августе 2000-го года на дне Баренцевого моря оборвались жизни 118-ти подводников российского Северного флота: во время плановых учений потерпела крушение атомная подводная лодка класса К-141 «Курск».

На протяжении нескольких дней после катастрофы в незатопленном девятом отсеке «Курска» оставались в живых двадцать четыре члена экипажа. Однако власти России не смогли спасти подводников, чему стала причиной спасательная техника, непригодная к работе, и нежелание огласки экономического упадка страны перед всем миром.

Трагедии был посвящен не один документальный фильм; в свое время режиссер Владимир Хотиненко снял игровую картину «72 метра» - но та лишь косвенно намекала на события, связанные с «Курском». В итоге о трагедии, ставшей уколом в самое сердце российского народа и отозвавшейся болью в сердцах всего человечества, на большом экране рассказала Европа.

В 2015 году производственная компания Люка Бессона «EuropaCorp», выкупившая права на экранизацию книги британского журналиста Роберта Мура «Время умирать», объявила о разработке фильма «Курск». Изначально планировалось, что съемки будут проходить на территории России, а режиссером числился Мартин Зандвлиет (чуть позже получивший номинацию на премию «Оскар» за драму «Моя земля»). Однако Минобороны России отказало в разрешении на съемки. В результате картину начали снимать только в 2017 году во Франции, Бельгии и Норвегии; теперь уже режиссерское кресло занял один из основоположников «датской Догмы» Томас Винтерберг.

Режиссер Томас Винтерберг на съемках фильма «Курск».

Несмотря на легкое ощущение карикатуры на жизнь российских подводников, действия которых в начале картины кажутся надуманными и переигранными, у создателей фильма все-таки получается нащупать пульс и поместить зрителя в самый центр событий, заставив пережить ужасную трагедию вместе с экипажем подводной лодки, прочувствовать ту боль, которую испытали родные погибших. И это заслуга не только талантливого режиссера, который смог правильно расставить акценты и с предельным уважением рассказать трагедию чужой страны, но и оскароносного оператора Энтони Дода Мэнтла, камера которого словно перемещает зрителя на без малого двадцать лет назад и становится глазами, направленными на несправедливое и жестокое «убийство».

Кадр из фильма «Курск».

За счет того, что в картине приняли участие европейские актеры, еще не успевшие примелькаться отечественному зрителю, практически сразу же веришь в их российское происхождение, а наблюдая за игрой Маттиаса Шонартса, Леи Сейду и Аугуста Диля, забываешь, что перед тобой картина европейского производства. У актеров получилось прочувствовать и изобразить простую, но стойкую душу русского человека. Убедительным вышло и противостояние офицера британского флота в исполнении лауреата премии «Оскар» Колина Фёрта и адмирала российской армии, роль которого сыграл легендарный Макс фон Сюдов (актеру, на минутку, в этом году исполнилось 90 лет).

«Курск» - фильм предельно честный. Он во всех красках демонстрирует разворованное постсоветское пространство и облачает коррумпированных чиновников, которые собственными руками заживо похоронили подводников российского Северного флота на дне Баренцевого моря.

Правда, которую мы заслужили узнать...

Вполне вероятно, что многим эта картина покажется пропагандой, намерено порочащей российскую армию и российский правительственный кабинет на фоне гуманной, технологически продвинутой и современной Европы. Но к большому сожалению, это просто правда, которую мы заслужили узнать...

Читайте также:

Рецензия на фильм «72 метра»
Ассоциация, возникающая при обращении к ленте Владимира Хотиненко, о гибели атомохода «Курск», неслучайна. И снимали его в частично в Североморске и автор повести «72 метра» служил в тех же краях. Только вот не одна субмарина «Курск» затонула в северных морях...

Рецензия на документальный фильм «Встреча с Горбачёвым»
Не так давно «Встреча с Горбачёвым», документальная историко-политическая лента Вернера Херцога и Андре Сингера, закрывала 41-й ММКФ. Выйдет ли этот продукт наивной провокации совместного производства Германии, Великобритании и США в российский прокат...

Рецензия на фильм «День субботний»
Камерный драматический спектакль от первого лица режиссера Мостофы Сарвара Фаруки «День субботний» - это неоправданно жестокое столкновение религии и перверсий человеческой природы...

Рецензия на фильм «Отец Ночь»
Военный фильм латвийского режиссера Дависа Симаниса-младшего «Отец Ночь» - это первый в истории латвийского кинематографа рассказ на тему Холокоста...

Рецензия на фильм «Видок: Императором Парижа»
Картина повествует о реальном и даже легендарном французском преступнике XIX века Франсуа Видоке, который решает сотрудничать с полицией, чтобы реабилитировать своё имя и получить амнистию...

Рецензия на фильм «За мечтой»
Пусть новая героиня Эль Фаннинг и говорит, что ей уже 21 год, на деле ей – всего лишь семнадцать. С учётом этого обстоятельства, мы вновь доверяем разобрать премьеру представителю целевой аудитории – ведь не для критиков же такое кино...


Все новости