Джеймс Кэмерон много лет вынашивал идею экранизации популярной манги Юкито Кисиро с говорящим названием «Боевой ангел Алита». Кэмерон так загорелся историей девочки-киборга, что студия выкупила права и даже зарегистрировала домен для будущего сайта фильма еще в 2000 году. В планах автора было экранизировать первые четыре тома в виде игрового кино. Тем не менее, из-за пожизненной, как шутит сам режиссер, занятости на сиквелах «Аватара» студия доверила «Алиту» в руки Роберта Родригеса. Картина начинается с того, что кибернетик доктор Идо находит на свалке часть туловища старого киборга, которому впоследствии суждено будет стать боевой машиной Алитой. Становление героини разворачивается в далеком будущем на Земле, которая пережила величайшую войну с инопланетными захватчиками. На Земле остался один большой город, где нашли убежище немногие выжившие со всей планеты. Теперь новый мир поделен на две части: верхний город «Салем», где обитают высшие люди оставшегося общества, и нижний город «свалка», куда элита «Салема» сбрасывает всё ненужное. Голливудские фантасты в последнее время рисуют обреченный мир будущего так, словно это грязные трущобы какого-нибудь неблагополучного района Индии или Мексики. Тут сразу же вспоминается фильм Нила Бломкампа «Элизиум» и прошлогодний ностальгия-микс «Первому игроку приготовиться» Стивена Спилберга.
Сюжет «Алиты» в целом развивается по накатанной колее: девочка-киборг понимает свое предназначение, параллельно влюбляется в своего лучшего друга, который хочет жить в «Салеме», сражается за титул главной военной боевой машины, в финале же ей предстоит битва с мощным киборгом-убийцей. Подобные истории мы, безусловно, неоднократно видели в «Живой стали», «Стальном Гиганте» и «Призраке в доспехах» (вероятно, голливудские авторы вдохновляются одними и теми же японскими мангами).
Будучи способным учеником, Родригес подошел к своему домашнему заданию весьма ответственно. Классику киберпанка автор, очевидно, заучил на зубок. Разбуди его среди ночи, наверняка сможет воспроизвести монологи из манги безо всякой заминки. Привнести что-то свое, тем не менее, Родригес, увы, не решился. Следуя канону чуть более преданно, чем хотелось бы, режиссер превращает свою картину в большой высокобюджетный цитатник.
Хоть фильм и выглядит, как бешеный набор самых эффектных эпизодов киберпанка, смотреть его увлекательно.
Экранизация имеет значительные расхождения с первоисточником, но фильму это идет только на пользу: главной героине достаётся имя и тело покойной дочери доктора, что придает подростковому киберпанку не лишнюю ноту драматизма (в манге имя киборгу досталось от покойной кошки, а тело от проститутки).
Не секрет, что Кэмерон довольно педантичен к визуальному ряду своих проектов, который он доводит до абсолютного мастерства в каждом своем фильме. Родригес вряд ли пытался переплюнуть планку, достигнутую Кэмероном в «Аватаре», но у создателей «Алиты» получилось с достоинством выдержать этот уровень. Потрясающе проделанная работа CGI команды, работающая над «Аватаром», стирает грань между натурными съемками и компьютерной графикой, что позволяет полностью погрузиться в атмосферу происходящего без какого либо чувства дискомфорта от бутафории.
Вопреки всем страхам и переживаниям за итоговый вариант картины, Родригес сумел справиться с поставленными перед ним задачами. Фильм получился отличным развлечением с трогательной историей. Этой истории не хватило разве что ритмичности и глубины. Иногда действие картины развивается настолько стремительно, что за происходящим экшеном не замечаешь отсутствия в фильме интересных сюжетных арок. Зато получаешь отличную порцию визуального удовольствия — Диснейлэнд в чистом его виде: пришел, широко раскрыл глаза и ушел в отрыв на самых крутых аттракционах мира.
Читайте также:
Специальный показ материалов к фильму «Алита: Боевой Ангел»Рецензия на фильм «Спасти Ленинград»
Рецензия на фильм «Зелёная книга»
Рецензия на фильм «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда»