Рецензия на фильм «Завод»

filmz

Не секрет, что главной темой режиссера Быкова всегда было противостояние власти имущих и затравленного словно зверя народа, который в кульминационный момент вынужден укусить руку, что перестала его кормить.

В своих прошлых картинах автор обнажал социальную проблематику страны, пронизанную насквозь коррупцией: в «Майоре», например, фигурировало региональное отделение полиции, в котором руководство пыталось «отмазать» своего сотрудника, а в «Дураке» персонифицированным злом стали с откровенной жадностью проворовавшиеся городские чиновники. Последние несколько лет Быков искал новые идеи, пробовал себя в проектах «Первого канала», для которого режиссер поставил многосерийный триллер «Метод», пришедшийся по душе как критикам, так и зрителям. К сожалению, вскоре началась череда неудач: сперва Быкова сняли с должности режиссера патриотической космооперы «Время первых», чуть позже сомнительный, мягко говоря, сюжет сериала «Спящие» дал повод для полноценной травли автора в либеральных СМИ. Вышедший на экраны «Завод» — своего рода «перезагрузка», возвращение Быкова к своей излюбленной теме, о которой, впрочем, сегодня он говорит новым для себя киноязыком.

Юрий Быков на съемках фильма «Завод»

На пресс-конференции, посвященной выходу фильма в прокат, режиссер признался, что это его «первая работа, созданная в партнерстве»:

Я сумел отойти от своего авторского эгоизма, доверился коллегам-продюсерам. И, мне кажется, это пошло фильму на пользу. Кроме того, «Завод» - пожалуй, первая картина в моей биографии, которую стоит смотреть именно на большом экране.

С этим, в общем, не поспоришь. «Завод», возможно, самый динамичный фильм автора. Если в начале своего режиссерского пути Быков был одержим исключительно идеей создавать политические билборды, кричащие о том, что каждый из нас в той или иной степени является частью поручной системы, то сегодня он плавно перешел от набившей изрядно оскомину социальщины к экшену. Из социальной драмы «Завод» стремительно перетекает в коммерческий, практически Голливудский боевик. Постановщик здесь не только разбавляет свою картину «киношной» динамикой, присущей какому-нибудь условному «Рэмбо», но и максимально приближается к стилистике Дэвида Финчера (это чувствуется и в цветовой палитре, и в ритме повествования, и даже в музыке, в которой легко угадывается стремление автора повторить нотки Трента Резнора).

Фото с пресс-конференция премьеры фильма «Завод» в к/т «Иллюзион»
Надо отметить, косметический ремонт, проделанный автором в пространстве своей собственной некогда шершавой режиссуры, никак не отразился на сюжете ленты. Здесь Быков до последнего кадра верен себе. Кино вновь рассказывает о противостоянии рабочего класса очередному бизнесмену, который вынужден закрыть завод из-за нерентабельности. История начинается по классической схеме режиссера: главные герои из народа обнаруживают себя на грани нервного срыва в то время, когда тем, кто у руля, попросту наплевать на их судьбу. Денис Шведов, мастерски играя человека обстоятельств, куда реже читает монологи на заезженную тему: «кому на Руси жить хорошо?». В «Заводе» его герою, скорее, не терпится пострелять в негодяев, схватив автомат Калашникова. Не менее убедительным в этой истории вышел и антагонист, которого сыграл Андрей Смоляков. Чувствуется, как актер действительно понимает своего персонажа, который добился всего сам, кровью и потом, а теперь вынужден выслушивать под дулом автомата горькую судьбу какого-то неудачника.
Кадр из фильма «Завод»
В этот раз у Быкова нет ни плохих ни хороших. Каждого здесь можно по-человечески понять: и работягу Седого, который, добиваясь справедливости, мстит за свою неудавшуюся жизнь, и бизнесмена Калугина, которого вынудила воровать не столько личная инициатива, сколько прогнившая коррупцией система. Режиссер в очередной раз показывает нам замкнутый круг, где грань между добром и злом практически стерта. Ее автор условно прочертил в персонаже Владислава Абашина по прозвищу Туман, командира охранной группы бизнесмена. На протяжении всего фильма он выполняет функцию переговорщика, который понимает и пытается вразумить каждую из сторон. Несмотря на то, что противостоящие друг другу герои являются двумя сторонами одной медали, финал ленты расставит все на свои места, замкнёт порочный круг сюжета, и каждый сам для себя решит, был ли восстановлен баланс добра и зла, или все же одна чаша весов всегда перевешивает другую.

Читайте также:

Рецензия на фильм «Фаворитка»

Рецензия на фильм «Спасти Ленинград»

Рецензия на фильм «Зелёная книга»

Рецензия на фильм «Две королевы»

Рецензия на фильм «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел»


Все новости