Рецензия на фильм «Спасти Ленинград»

filmz

«Спасти Ленинград» мог стать достойной кинореконструкцией одного из засекреченных эпизодов блокадного Ленинграда, но на выходе получился полуторачасовой трейлер на тему эвакуации жителей из осажденного города.

Сложно не заметить, как на экраны в последнее время выходит подозрительно много, мягко говоря, сомнительного отечественного военного кино, направленного на поднятие патриотического духа. Кто-то берет за основу стойкость советских солдат в битве за Сталинград и делает из этого полуторачасовой видеоклип; у кого-то в центре внимания оказывается известная со школы легенда про двадцать восемь «героев-панфиловцев»; некоторые и вовсе играют на ажиотаже вокруг сетевой компьютерной игры, снимая топорные агитки, где главным героем выступает даже не человек, а техника – молчаливый, стальной и смертоносный танк. Эстафетную палочку у ура-патриотов на этот раз перехватывает режиссёр Алексей Козлов, который в своем полнометражном дебюте решил рассказать историю блокадного Ленинграда. Повествуя о трагедии отрезанного от всего мира города, где погибло свыше миллиона людей, автор фильма ограничивается не самым масштабным эпизодом блокадной хроники – судьбой затонувшей в водах Ладожского озера баржи, которая должна была эвакуировать жителей осажденного города.

Кадр из фильма «Спасти Ленинград»

Сюжет стартует в наше время с воспоминаний пожилой женщины в инвалидном кресле, которая ведёт душещипательный рассказ о событиях, приведших ее на борт обреченного судна. Еще в предпремьерном трейлере к фильму угадывались отсылки к опусу Джеймса Кэмерона. Надо отметить, неугомонное цитирование «Титаника» здесь граничит с откровенным плагиатом: помимо повествования от лица старушки в картине предсказуемо появится молодая влюбленная пара, у которой на пути встанет злобный капитан НКВД; в точности как у Кэмерона, когда баржа начнет тонуть, в трюме заиграет оркестр; в картине есть даже своя версия бриллианта «сердца океана» в виде наручных часов главного героя. На пресс-конференции, посвященной выходу «Спасти Ленинград», режиссер весьма резко реагировал на сравнение с «Титаником», полностью отрицая какое-либо сходство. Что ж, главное и, пожалуй, самое обидное отличие «Спасти Ленинград» от обладателя одиннадцати премий «Оскар» заключается в том, что фильм Козлова не слишком богат на эмоции. Казалось бы, подобные фильмы должны быть о том, какой ужас испытывают люди перед лицом смерти, и на что они готовы пойти, чтобы спасти себя и своих близких, однако вместо эпичной драмы о человеческих жертвах, режиссер снял холодную ленту про ржавое судно с маловыразительными актёрами-статистами на его борту.

Кадр из фильма «Спасти Ленинград»

Несмотря на эффектные сцены военного сражения и переполненную людьми баржу, тут абсолютно не за что зацепиться, чтобы прочувствовать весь масштаб трагедии. «Спасти Ленинград» состоит из череды плохо связанных между собой эпизодов. Местами это фильм-катастрофа про трагедию на барже, временами это средней руки военное кино про сражения с фашистами за город, иногда сюжет заносит в совсем уж неловкую мелодраму про капитана НКВД, который по притянутым за уши причинам увязался за молодой парой на фоне развернувшейся трагедии. Раскрыть при этом историю в полной мере режиссеру удается с большим трудом. Прыгая от одной сюжетной линии к другой, он, кажется, сам не в силах определиться, о чем конкретно его фильм: о судьбе тысячи людей на «спасительной» барже, о битве за «дорогу жизни» или все таки про влюбленных, у которых на пути к их счастью постоянно встают преграды.

Кадр из фильма «Спасти Ленинград»

Изначально картина носила рабочее название «Баржа 752». В процессе разработки она была переименована в «Спасти Ленинград». Вероятно, такое название было продиктовано 75-й годовщиной блокады Ленинграда, а может быть, студия просто решила сыграть на ассоциациях уже с другим известным фильмом. Монтаж и операторская работа тут не случайно напоминают о «Спасти рядового Райана» Стивена Спилберга. На пресловутой пресс-конференции Козлов воодушевленно признавался, как сильно он гордится сценой сражения, и как он всерьез намерен отправить этот эпизод самому Спилбергу. Если «Почте России» удастся героически доставить спустя пару-тройку лет флэшку с фильмом в Голливуд, вежливый Спилберг, возможно, и похвалит Козлова, но, скорее всего, сделает это со снисхождением, с которым обычно родители хвалят ребенка, который наконец-то научился пользоваться ложкой. Прилежно повторять за американскими классиками российский самородок действительно уже научился. Теперь ему осталось разве что осознать, как со всем этим культурным багажом и талантами копииста начать снимать свое собственное ни на что не похожее кино.

См. также:

Пресс-конференция фильма «Спасти Ленинград»

Рецензия на фильм «Т-34»

Рецензия на фильм «Собибор»

Рецензия на фильм «Зелёная книга»

Рецензия на фильм «Бабушка легкого поведения 2. Престарелые Мстители»

Рецензия на фильм «Две королевы»

Рецензия на фильм «Черновик»


Все новости