Рецензия на фильм «Фаворитка»

filmz

Двенадцать номинаций на «Бафту» и десять на «Оскар» недвусмысленно свидетельствуют о том, что «Фаворитка» Йоргоса Лантимоса – один из безусловных фаворитов нынешнего наградного сезона.

Эбигейл Хилл попадает в королевский дворец вся в грязи, но выхода у неё нет: от её былой знатности не осталось и следа («Мой род переживает тяжёлые времена»), и единственный шанс как-то выкарабкаться – вымолить у влиятельной кузины хоть какое-то место, пускай даже на кухне («В моём сердце я остаюсь леди»). А кузина эта – леди Мальборо, ближайшая подруга королевы Анны (та даже дарит ей ещё не построенный дворец), которая держит весь двор в своём кулаке – от проверки каждого выставленного счёта до ратования за продолжение войны с бегущими (вроде бы) французами.

Зачин не позволяет сомневаться: вся дальнейшая история будет буквально иллюстрировать народную присказку «из грязи в князи» - и Эбигейл недолго останется безмолвной прислугой. Но величие данной ленты в том, как именно здесь расскажут об этом последовательном возвышении. Сразу следует отметить, что «Фаворитка» - редкий по нынешним временам образец безупречного повествования: одновременно и захватывающего, и достоверно выстроенного, с шикарными характерами, размашистыми поступками и необыкновенно вкусными диалогами.

«Можно задать вопрос?» - спрашивает юная ученица. «Только учти, что у меня ружьё», - мигом откликается наставница. В следующий раз она выстрелит в нахалку в упор (пока что без дробинки), будто бы «в сторону» посетовав: «Иногда забываешь, зарядил ружьё или нет». А когда периодически впадающая в безумие королева захочет выброситься из окна, не привыкшая потакать ей фаворитка от всей души посоветует: «Бросайтесь на плиты. Лужайка смягчит удар».

Так что первый приз тут – за сценарий. Который – впервые в практике «взрослого» Йоргоса Лантимоса (не считая его мало известного широкой публике греческого дебюта) – написан не им самим, а сторонними авторами: Деборой Дэвис и Тони МакНамарой. Но что важно: режиссёр, прославившийся благодаря своему, скажем так, необыкновенно оригинальному взгляду на мир («Клык», «Альпы», «Лобстер», «Убийство священного оленя»), весьма органичен и в этом сюжете – лишённом, казалось бы, чего-либо инфернального. Ему, оказывается, хорошо и так – тем более что простор для «фирменных шуточек» можно, как выяснилось, найти и при старинном королевском дворе.

Вторые самые очевидные претендентки на награды – три блистательные актрисы: Эмма Стоун, Рэйчел Вайс, Оливия Колман (последняя уже отмечена призом Венецианского кинофестиваля и «Золотым глобусом»). И вот тут академикам предстоит разбираться с загвоздкой: дело в том, что все их три роли – главные. Только леди Мальборо – в центре первой трети сюжета, Эбигейл Хилл ускоряется во второй, а королева Анна в полный рост проявляется лишь ближе к финалу. Как говорят в таких случаях, поощрения заслуживает сразу весь актёрский состав – и в данном конкретном случае жаль, что в оскаровском раскладе так делать не принято.

Если описать фильм в нескольких словах, то перед нами сражение двух гадюк за душу королевы. Только одна из них принципиально правдива (и даже не подпускает Анну к русскому послу, говоря, что та сейчас на барсука похожа), а другая делает своим основным оружием ложь, смешанную с лестью. И обе считают, что это и есть настоящая любовь. «Я ещё сделаю из тебя убийцу», - говорит действующая фаворитка своей новоиспечённой наперснице, не предполагая, кто в итоге окажется жертвой…

Королева же, которая поначалу выглядит куклой в руках леди Мальборо, не просто еле ходит, но, очевидно, слегка не в себе. У неё отекает лицо, парализует руку, её всегда клонит в сон – и, может, ей действительно нужны вовсе не горькие истины, а стимулирующий обман?.. «Иногда весело быть королевой», - признаётся она в лучшие свои моменты, но как же просто попасть в хитроумно расставленные сети…

Раскидать которые, разумеется, помогает и виртуозное режиссёрское мастерство. Включая нас в свою игру уже нестандартным написанием интертитров, Лантимос щегольски продирается сквозь интриги и забавы двора (голого мужика, например, тут эффектно закидывают фруктами), ловко используя среди прочего предвосхищающий монтаж и эпатируя публику в том числе и нехарактерными для эпохи танцами. Он шутит с эпохой ровно так же, как до него это делала София Коппола в памятной «Марии-Антуанетте» - и проделывает это отменно, не притворяясь, что снимает исторический фильм, а буквально следуя по пятам за Историей.

«Некоторые из моих коллег не впечатлены моим очарованием», - говорит одна из героинь, и есть ощущение, что эта фраза вставлена сюда самим Лантимосом, традиционно поддерживаемым большинством критиков, но пока что ещё не имевшим крупных профессиональных наград. Венецианский Большой приз жюри и недавний триумф на церемонии, отмечающей лучшие британские независимые фильмы (рекордных десять побед), - по сути, первое полноценное признание замечательного 45-летнего режиссёра, имевшего до этого ряд каннских статуэток – престижных, но всё-таки не главных.

Отказавшись от своих «вычурных» мифологизмов (став «проще», прямо говоря), Йоргос Лантимос не прогадал, а выиграл – и совершенно очевидно, что его нетрадиционный взгляд легко приживётся впоследствии не только в арт-мейнстриме, но и высокобюджетных голливудских постановках (он наверняка лучше всех бы снял блокбастер про Локи, если бы не одно «но»). Впрочем, как напоминает в фильме напомаженный оппозиционер, «фавор - это бриз, который меняет направление». Так что расслабляться режиссёру пока что явно не стоит: на его следующую работу будут сделаны уже совершенно иные ставки.

Единственная существенная претензия к «Фаворитке» может быть связана с некоторыми изысками операторской работы (вы поймёте, когда сами увидите), но и то – к ним можно привыкнуть, объяснив то и дело возникающий эффект «рыбьего глаза» стандартно красивой формулировкой «Он художник, он так видит» (заслуженный мастер Робби Райан до этого чаще всего работал с Кеном Лоучем и Андреей Арнольд).

В остальном же – спокойно можно сказать об этом прямо сейчас – это великая картина, живая классика, кино, о котором будут говорить и помнить спустя многие годы.

Читайте также:

«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии

Рецензия на фильм «Зелёная книга»

Рецензия на фильм «Две королевы»

Рецензия на фильм «Чёрная Пантера»

Рецензия на фильм «Мэри Поппинс возвращается»

«Золотой глобус 2019». Победители

Альфонсо Куарон выиграл в Венеции

Фестиваль «Зеркало»: от «Альп» пешком на «Юго-Запад»


Все новости