В 1962-м году чернокожий доктор Дональд Ширли, «великий американский артист, настоящий виртуоз» (и не доктор вовсе, а пианист), нанимает гангстероподобного Тони «Болтуна» в качестве не просто водителя, но человека, который всегда будет рядом. Им предстоит двухмесячный тур по американскому Югу – по местам, где к неграм, как известно, традиционно относятся не очень.
Лишившись (неожиданно) поддержки своего младшего брата, Питер Фаррелли к удивлению многих снял хит, совершенно непохожий на свои предыдущие произведения – и заслуженно претендующий сейчас на премию «Оскар» (вот посмеёмся, если он её действительно получит). Вслед за многими своими собратьями по комедийному жанру (вспомним хотя бы Адама МакКея, от «Телеведущего» перепрыгнувшего к «Власти»), известный своими по большей части вульгарными работами режиссёр на старости лет вдруг решил показать миру, что вовсе не лишён изящных манер и некоего кинематографического благородства – и представил картину, в которой смешное органично сочетается с драматичным: идеальная смесь для того, чтоб тебя полюбили не только зрители, но и профессионалы.
Ещё более идеален сюжет: рассказ о зарождающейся дружбе чёрного музыканта-сноба с простым итальянским вышибалой-шоферюгой, который до этого брезгливо выбрасывал стаканы, из которых только что пили негры. Для Америки с её неизживаемым чувством вины это попросту беспроигрышный вариант – при помощи которого уже немало киношников выбило серию завидных страйков.
Да, вроде бы совсем недавно в США притесняли людей с другим цветом кожи, и вынесенная в заголовок «Зелёная книга» - это справочник гостиниц, где можно было останавливаться тем, кого сегодня мы политкорректно называем афроамериканцами (хотя, говорят, и на этот счёт уже существуют новые правила). И в Голливуде этой тёмной страницы своего прошлого отнюдь не стесняются, а напротив – всячески её пестуют, делая материалом то одного фильма, то другого: смотрите, мол, мы всё признаём, ничего не отрицаем – но мы хотим стать лучше и обязательно станем!.. Представить в современной России подобное отношение к советской истории почти невозможно – ведь даже мельчайшая крупица критики в адрес былого строя может вызвать депутатотрясение самого что ни на есть прискорбного уровня.
Тем забавнее видеть в этом сугубо американском фильме «русский след»: по ходу дела выясняется, что главный герой учился в Ленинградской консерватории (оказавшись там первым негром), а сейчас гастролирует в составе трио, где виолончель и контрабас говорят с ним по-русски. Возможно, именно пребывание в Советском Союзе настроило Дона Ширли (это реальный персонаж, как и его водитель) отправиться в путешествие по местам, где ему далеко не все рады. Где негры всё ещё вкалывают на плантациях, где даже обеспеченному чернокожему в магазине не разрешают примерить костюм, где таким, как он, нельзя находиться на улице после заката. Где даже самые радушные хозяева, только что аплодировавшие твоему виртуозному исполнению, вежливо, но бескомпромиссно попросят тебя сходить в уборную не в доме, а во дворе – потому что так всегда было принято.
«Нужна смелость, чтобы изменить людей», - объяснит в финале смысл этого фильма не кто-нибудь, а грустный русский, отчего тем более обидно, что наши кинематографисты, преимущественно, всю эту смелость давно растеряли.
При этом «Зелёная книга», безусловно, глубоко патриотичное кино, как дважды два доказывающее, что даже малограмотный (путающий Орфея с феями и называющий Шопена Джо Пеном) без двух минут бандит, на спор съедающий за час двадцать шесть хот-догов, может испытывать глубокие чувства и умилённо вздыхать: «Я и не знал, что у нас такая красивая страна», - резюмируя свою затяжную поездку. И в первый раз, когда строптивый пассажир заставил его поднять выброшенный в окно машины стакан от колы, Тони, конечно, недовольно поморщился, но потом уже подобной ошибки наверняка больше не совершал, ибо понял: в твоих собственных силах либо засрать свою родину, либо преобразить к лучшему.
И в качестве постскриптума (который хочется вставить просто потому, что «P.S. - как колокольчик в Седьмой симфонии Шостаковича»): конечно, лауреатом главного «Оскара» «Зелёная книга» выглядела бы немножечко странновато – это милый, но всё-таки не самый выдающийся фильм на свете (хотя если противопоставлять его «Чёрной Пантере» - то неоспоримый шедевр). Но что-нибудь взять картина вполне способна (и уже взяла приз Гильдии продюсеров): пусть это и не веха в истории кино, но кино по-настоящему симпатичное и заслуживающее как нашей улыбки, так и академического поощрения.
Читайте также:
«Оскар-2019»: все номинанты на премию Американской киноакадемии
«Золотой глобус 2019». Победители
Рецензия на фильм «Чёрная Пантера»