В 1561-м году Мария Стюарт возвращается в родную Шотландию после скоропостижного брака с наследником французского престола. Мы заранее знаем, что спустя четверть века ей в обстановке величественной торжественности отрубят, к сожалению, голову.
Далее нам расскажут, что само существование Марии угрожает спокойствию занявшей трон Елизаветы: кузина властвующей королевы также имеет право на престол – и вполне может захотеть этим правом воспользоваться. Но есть важный нюанс: Мария – по-прежнему католичка, то есть, подчиняется Риму, тогда как (вспомним историю) Елизавета уже протестантка. Таким образом, вопрос не только в том, кто именно будет возглавлять страну, но и в том, какая вера будет признана главной. И пусть в фильме эта тема проводится, скорее, по касательной, тем не менее, финал истории весьма наглядно показывает, почему власти не следует ссориться с церковью: себе дороже будет.
Но куда интереснее религиозных противоречий события, происходящие в королевских спальнях. Мария, например, обсуждает со служанками сильный пол и признаётся, что со своим усопшим супругом даже не спала (примечательно, что тут
Невооружённым глазом заметно, что центральных героинь окружают сплошь мужики (подружки-фрейлины такой расклад лишь подчёркивают), для которых терпеть на троне юную особу в платье – вынужденное мучение. Не зря Елизавета видит во всём заговоры и опасается мятежа, не зря Мария старается казаться сильнее, чем она есть на самом деле («Наша вражда - именно то, что им нужно», - прекрасно понимают обе), не зря одной из главных сцен картины становится
Итак, мы имеем сразу три пути для современной картины на историческую тему: религиозные противоречия, сексуальные страсти, зачатки феминистского движения. Обопрись авторы в полной мере хотя бы на одну из этих возможностей – могло бы получиться что-нибудь годное. Однако они смешивают всё в кучу – и в результате не догребают до смысла.
Самый страшный грех для фильма о елизаветинской эпохе – быть непонятным и остаться непонятым. Да, более-менее образованный зритель должен знать хотя бы в общих чертах, что там было – но если не льстить миру и представить зал, заполненный людьми, с трудом отличающими британскую Елизавету от нашей, то создателям ленты следует расписаться в полном провале. Слов, которые максимально доходчиво объяснили бы, что да как и почему одно выходило из другого, они не нашли – а запутанная канва автоматически валит всю выстроенную на её основе конструкцию.
Устав разбираться в хитросплетениях чужой нам истории, зритель теряет путеводную нить – и выходит после сеанса, так и не выучив урока («Англия - не Шотландия», - ну ок, это мы постараемся запомнить). Беда усугубляется тем, что и режиссура здесь – далеко не блестящая (о многом говорит уже визуальная рифма жеребёнка с ребёнком). Отчего не факт, что это кино войдёт в условную «школьную программу» даже на территории Соединённого Королевства.
Вообще, фильмы про английскую историю – особый жанр, насчитывающий сотни названий. Но в данном случае для сравнения нам понадобится всего лишь одно: совершенно очевидно, что «Две королевы» соревнуются с лентой «Ещё одна из рода Болейн», в которой рассказывается история мамы Елизаветы I. Картину Джастина Чадвика не назвать великой, однако она насчитывала по меньшей мере две безусловно великих составляющих: Натали Портман и Скарлет Йоханссон – уже тогда, в 2008-м, было понятно, что обе они – звёзды на все времена.
Дуэт Сирши Ронан и Марго Робби заведомо слабее. Не хочется возводить напраслину, но всё же это величины иного калибра. Тут, конечно, дело личного вкуса, но до сих пор кажется, что у этих девушек всё впереди (и это притом, что Сиршу мы знаем те же лет десять) – да и не факт ещё, как там всё сложится. «Две королевы», во всяком случае, вряд ли окажутся важным этапом на пути их творческого становления.
Актрисы, понятное дело, стараются, и определённых похвал заслуживают обе: Сиршу следует отметить за то, что тянет на себе, считай, целый фильм, Марго – за работу гримёров, изукрасивших её лицо сперва оспой, а потом и белилами. Но в целом, к сожалению, фильм никак не соответствует своим роскошным постерам: необыкновенные лица на рекламных материалах теряют всю свою выразительность непосредственно в рекламируемом произведении.
Читайте также:
Рецензия на фильм «Мэри Поппинс возвращается»
Рецензия на фильм «Ёлки Последние»
Рецензия на фильм «Полицейский с Рублевки. Новогодний беспредел»