Рецензия на фильм «Хан Соло: Звездные войны. Истории»

filmz

Позвать в сценаристы автора самой почитаемой части «Звездных войн», заменить на ходу двух дерзких режиссеров на одного оскароносного, чтобы явить свету историю становления самого популярного персонажа вселенной, придуманной Джорджем Лукасом, и получить фильм, к которому прекрасно подойдет определение «так уже не снимают», ведь даже во времена постмодернизма это слишком тепло, «лампово» и старомодно.

Хан Соло, как ни крути, персонаж таинственный — он взялся ниоткуда, ввязался в авантюру с помощью повстанцам исключительно из меркантильного интереса и, совсем немного, — из симпатии к Лее Органе. Контрабандист, один из самых разыскиваемых персонажей в галактике, и герой, о котором хочется слагать легенды. Сложно сказать, держал ли Лоуренс Каздан в голове его историю со времен «Возвращения Джедая», но ощущение, что сценарий «Хана Соло» пылился в столе лет сорок, никак не оставляет во время просмотра. Как и первая трилогия, это по-прежнему антимилитаристское кино с актуальными высказываниями об Империи, которая вторгается на чужие планеты под предлогом сохранения демократии, попутно выкачивая оттуда природные ресурсы. И классический вестерн, мотивы которого лежали еще в основе «Новой надежды», о группе партизан-мстителей-повстанцев, которые стремятся отвоевать у сильных мира сего право на пользование этими ресурсами. Веяние новых времен проявляются разве что в том, что «дева в беде», по правилам победившего феминизма, уже сама не даст себя в обиду, в мужском гардеробе женщина всегда отыщет себе во что принарядиться, а воинствующая робот-пилот способна поднять восстание рабов — в 80-х о таком и подумать было сложно. Место Леи было определено — если ты не с бластером, то сиди в золотом купальнике в гареме короля преступного мира.

Так уж вышло, что студия LucasFilm так высоко задрала планку приключенческого кино, а Marvel Studios в последние годы поставили постановку приключений вселенского масштаба на поток, что каждый следующий фильм, обращенный к аудитории, жаждущей развлечений, должен быть если не новаторским, то уж точно не уступающим по уровню конкурентам. И если от номерных эпизодов «Звездных войн» зритель уже не ждет чудес — была бы рассказана до конца история Скайуокеров и ладно, то «Звездные войны. Истории» создавались как возможность расширить вселенную и попробовать новое без ущерба для основной Саги, дав режиссерам посмотреть на классических персонажей свежим взглядом.

Режиссеры Фил Лорд и Крис Миллер, как прежде Гарет Эдвардс и Райан Джонсон, должны были стать для «Звездных войн» теми самыми литрами свежей крови, но слишком радикальный подход авторов «Лего Фильма» и «Мачо и ботана» не совпал по биоритмам с продюсерским чутьем Кэтлин Кеннеди. Это молодые да ранние стремятся творить историю, но имена их уже поспешили вычеркнуть из скрижалей «далекой галактики» — отцы-основатели хотят из этих «историй» выжимать все до последнего цента, и пока не все вложенные в покупку бренда «Звездные войны» деньги вернулись, рисковать и экспериментировать никто не станет. В отличие от любителей импровизации и экспериментов на площадке, старый конь Рон Ховард борозды не испортил, но новой не вспахал. Переснял три четверти фильма и избавил «Хана Соло» от дерзости, свежих идей и ярких образов, отчего получившийся фильм словно бы вылупился во времена «Виллоу» и доковылял до XXI-го века, рассыпая по дороге песок. Тут и родственные Джаббе Хатту инопланетные уродцы, и лавкрафтовский монстр, затаившийся в глубинах космоса, и Соло стреляет первым — все это есть, но нет ни единой сцены, которую бы врезалась в память, ни единого кадра, который бы просился в рамку на стену. О, где вы, кроваво-красные борозды в соляной пустыне из «Последних джедаев»? Нет их! Есть только старые добрые полеты в бездушном космосе с предсказуемым результатом да лишенная эпических размеров схватка на космояхте с главным злодеем — дешево и как-то местечково.

Война — дело молодых. Они лучше знают, что творилось в те стародавние времена в далекой галактике, ведь они выросли на этих историях. Им есть что сказать, в то время как проверенные временем режиссеры и сценаристы готовы перелицовывать старые истории на новый лад, аккуратно проходя по краю скользких тем мегакорпораций и вторжения в иные миры для насаждения своего миропорядка — это уже не их битва, им не нужно никому ничего доказывать, а потом все получается слишком ходульно, картонно и черно-бело, и никакой тебе shadow morality.

Хорошее кино, как вино и бренди, проверяется временем. По прошествии лет закулисные истории и плохие фильмы забываются, остается только послевкусие и воспоминание чего-то светлого и нового. Тем, кто нашел свою удачу, предстоит долго бороздить просторы далекой галактики, создавая новые миры и новые трилогии. Остальным приходится брести по обочине истории и помигивать фанатам старого доброго кино из восьмидесятых, показывая на пару мгновений на экране Уорвика Дэвиса. Это, конечно, мило, но, что ни говори — прошлый век.


Все новости