Юрий Столешников, 34-летний капитан «Спартака», «подвёл болельщиков, подвёл сборную, подвёл страну» в «важнейшем матче для российской команды за последние несколько лет» (почему-то с Румынией). «Легенду российского футбола» отстранили от игры на год, однако прошло целых два, прежде чем его неожиданно пригласили тренировать кубанский «Метеор», без особенных перспектив прозябающий в ФНЛ. «Ты списанный, - честно сказала ему президент клуба (и вместе с тем - дочка новороссийского мэра). - Такие чудеса и творят».
Тизерный трейлер фильма «Тренер»
«Тренер» - как будто бы логичное продолжение наших спортивно-художественных побед: после хоккея и баскетбола действительно должен был настать черёд футбола; беда только, что герой Козловского (впрочем, это оценочное мнение) - представитель самой непопулярной сегодня профессии в стране.
Недовольство «мальчиком, который за двадцать миллионов в месяц по мячу промахивается», в новом фильме выражено вполне отчётливо. Хороши и прочие: региональные футболисты беззастенчиво бухают и сливают матчи, не стесняясь делать ставки на победу соперников («Вы нам просто не мешайте жить», - открыто говорит заезжему тренеру один из них, ну совсем как хоккеист из Чебаркуля).
Мэр города - тот и вовсе считает, что «футбол - выжженная земля, покрытая слоем говна, никому не нужен», и двести миллионов, в которые обходится годовое содержание команды, лучше бы направить совсем на другое – куда важнее социальные нужды. Его вышеупомянутая дочка расценивает ситуацию совсем уж пессимистично, говоря о стадионе: «Чудо будет, если тут торговый центр не построят. Городу команда не нужна».
Жирным кружком обведена и царящая в судейской среде коррупция: как нечто само собой разумеющееся тут подкупают арбитра не с тем, чтобы тот подыграл, а просто чтобы судил честно - но другие дают больше, и с этим уже ничего не поделать.
Промо-ролик фильма «Тренер»
При всём при этом фильм получился вовсе не за упокой, а даже во здравие: да, проблемы есть, недостатки имеются, но если взглянуть под правильным углом, то понятно же: «Футбол - это больше, чем игра», «Это судьбы этих людей», - а когда ещё и играют неплохо, то комментатор и вовсе заливается соловьём: «Я хочу ещё раз этот матч пережить!». И не зря, не зря Чемпионат мира проводится нынче именно в нашей стране (этого в картине нет, но обстоятельства её выхода в прокат это, разумеется, как бы подразумевают).
Жаль, что второй раз пережить сам фильм получится не у всех - и на кассе «Тренера» вряд ли скажется эффект от многократного пересмотра.
Нет возражений: тут очень ярко сделан кульминационный матч, который многое искупает своей драматургией, качественным монтажом и мячом, в рапиде залетающим в ворота. Эта большая сцена - вполне в духе «Легенды №17» и «Движения вверх», и когда в финале Шевчук запевает «Это всё…» - и сердце колотится, и душа поёт...
Однако нельзя же весь фильм смотреть - и делать! - ради одного только матча!.. Да, он хорош, но перед ним - часа полтора сплошных и даже невыносимых мучений. И если говорить о «Тренере» в целом, то в первую очередь - это очень скучное и неинтересное кино, у которого куда больше минусов, нежели плюсов.
У «Тренера» масса проблем сюжетного плана. Козловский, задумавший фильм и с соавторами написавший сценарий, как режиссёр-дебютант сделал очень правильную вещь: окружил себя мастерами своего дела (в их числе - оператор Федор Лясс, например), отчего с технической точки зрения придраться к картине непросто. Но несомненная ошибка продюсеров (а это не только Пётр Ануров, но и более именитые Леонид Верещагин с Антоном Златопольским, не забывая и про Никиту Михалкова) в том, что они позволили ему запуститься с такой до нелепого слабой литературной основой.
Вполне естественно, что фильм такого рода уже по самой своей идее шаблонен, но ужас в том, что тут даже шаблоны плохо работают. Между героями нет ни притяжения, ни взаимоотношений, от и до они друг для друга - попросту чужие люди; энергия финала возникает, по сути, ниоткуда, а потому в их победу не веришь, её не ждёшь и не чувствуешь.
К тому же здесь полно нелепых и даже стыдных моментов - тех самых, когда в отчаянии закрываешь лицо рукой, лишь бы не быть этому свидетелем (миляги с околофутбола хором поют, например, лирическую «Последнюю поэму»: «Я уплываю и время несёт меня с края на край...» - ну как это теперь развидеть?..).
И что самое «смешное»: вплоть до завершающей части здесь как будто бы даже нет самого футбола.
Но хуже всего - абсолютно провальная любовная линия, плоская и неубедительная. Мало того, что тут играть нечего, но ещё и играть актриса, похоже, совсем не умеет; даже девочка, исполнившая роль её младшей сестры, - во сто крат живее и интереснее. Увы, сказать, что в «Тренере» Козловский открывает для российского кино новую звезду, решительно невозможно. (Любопытно, кстати, как смог получить рейтинг «6+» фильм, содержащий сексуальную сцену?.. Плохую, правда, сцену, но тем не менее...)
Трейлер фильма «Тренер»
«Ну не случилось из меня Месси», - разводит тут руками герой Данилы Козловского, и нет ничего легче, чем подставить сюда любую фамилию знаменитого режиссёра - тем самым как бы описав впечатление от лишённой принципиальных достоинств картины. Как понимает в фильме сам Столешников, одной только позитивной стратегии – «Выходим на поле и побеждаем. Затем повторение» - для победы маловато; нужно ещё что-то сверху.
Наверняка понимает это и сам начинающий режиссёр. Сейчас его, конечно, активно хвалят друзья и коллеги, лишний раз пиарят телевидение и гламур - но пройдёт время, и Козловский (а он, безусловно, очень талантливый человек) должен будет всё проанализировать и увидеть, что увлечённость темой и желание успеть с ней, пока горячо, завлекли его не туда, куда было бы нужно.
И хочется верить, что «психоз нереализованного пенальти» не навредит ему так же, как навредил сыгранному им тренеру - и мы ещё увидим поставленный Данилой фильм, который и правда захочется пережить снова и снова.
См. также:
Данила Козловский о своём «Тренере»: «Эта картина, простите, для всех»