«За гранью реальности», Россия, реж. Александр Богуславский, в ролях: Милош Бикович, Аристарх Венес, Евгений Стычкин, Юрий Чурсин, Любовь Аксёнова, Сергей Астахов (I), Никита Дювбанов, Петар Зекавица, Антонио Бандерас.
Аферист Майкл должен вернуть прищучившему его казино пять миллионов. Срок у него - всего неделя, а потому для быстроты он решает сорвать столь необходимый ему куш при помощи людей с экстраординарными способностями. Мажор Эрик, например, двигает предметами, таксист Тони - управляет электроприборами, сумасшедший Кевин - гипнотизёр. Есть ещё бабуля, читающая мысли, - ту Майкл поначалу думает не брать, но потом всё-таки приглашает на дело её внучку Веронику. «То, что нам предстоит, не запрещено, потому что никто не верит, что такое возможно», - обрисовывает он задачу, до поры до времени умалчивая о возможных негативных последствиях: «Обещаю, будет весело».
Трейлер фильма «За гранью реальности»
«За гранью реальности» - это очень амбициозный (мало прочего, так он ещё и снят на английском языке), но совершенно неоригинальный фильм, ядрёная смесь «Друзей Оушена», «Иллюзии обмана» и нолановского «Начала» - только с российскими (и сербскими) артистами да к тому же со сбитыми пропорциями. «Я крутой, я чемпион мира», - настраивает тут себя один из героев, и вот ровно с теми же самыми словами, уверен, работала и вся съёмочная группа; чемпионов, как известно, не судят (до тех пор, пока не поймают на допинге).
«Проблемы велики настолько, насколько ты способен решать их», - говорит уже персонаж Антонио Бандераса (!), и эту фразу также можно вырвать из контекста и обрисовать ею положение дел в нашем кино - которое, что приятно, столь твёрдо стоит на ногах, что всё чаще позволяет себе задействовать иностранных кумиров. Не надо без конца рассуждать о том, способны ли мы бросить вызов Голливуду; надо брать и бросать. И, загипнотизировав зрителя своим искусством, внушать ему, что когда захотим, то мы можем не хуже.
И в принципе, да, можем. На большой блокбастер «За гранью реальности», конечно, никак не тянет, но сравнить его с продукцией класса «Б» вполне можно. Великим этот фильм не назовёшь, но и низкопробным - тоже. Хотя режиссура искрами не блещет (большинство творческих решений отдаёт банальщиной), а артисты не напрягаются (Юрия Чурсина так попросту откровенно жалко: через пару лет ему сорок, а он всё фигнёй мается), но не отнять того, что размашистые амбиции здесь всё-таки подкреплены кой-каким, но умением.
И пусть заявленное «визионерство» и выглядит по-ученически (чего только стоят «стекленеющие» глаза), но это попытка (простим, что неловкая) сделать так, как у нас ещё не делали. Каждое из умений героев сопровождено своим видеорядом: мы оказываемся как бы внутри этих сверхвозможностей, «ныряем» внутрь подсознания одарённых персонажей. Наивно, да - но ещё недавно в российском кино и такого не было.
Однако проблема в том, что за этим стремлением убедить нас визуальным подходом отсутствует желание заблаговременно согласовать все части сюжета, убедив нас качеством рассказываемой истории. Вот это как раз очень по-нашему - пускаться в дорогостоящее плавание, не имея на руках по-настоящему крепкого сценария. Что это - кино про ограбление или про потусторонний мир, про ловкость рук или суперспособности?.. Что сводит всех этих людей вместе - одна только улыбка Милоша Биковича? Что вообще здесь делает Бандерас?.. (То есть, он-то сам гонорар получил, но фильму актёр нужен разве что ради имени на афише.)
«Ты мне веришь?» - в ответственный момент спрашивает Майкл Веронику, и та доверчиво отвечает согласием. Зрители в зале наверняка будут не столь благодушны: нет, мы не верим - ни в условность поступков, ни в схематичность характеров. Вопросов много, но разобраться с ними вряд ли получится; неужто нас и правда ждёт теперь ещё и вторая серия - столь же сумбурная?..
Интервью Антонио Бандераса по фильму «За гранью реальности»
Станет ли «За гранью реальности» той «дверью в стене», про которую, вспоминая рассказ Герберта Уэллса, говорит персонаж Бандероса? Навряд ли. Но определённые горизонты картина открывает. Как минимум, мы можем рассчитывать на то, что на её ошибках кто-нибудь да выучится - чтобы в следующий раз действительно поразить наше воображение.