Рецензия на фильм «Духless 2»

filmz

Елена Бизяева рецензирует «Духless 2» — продолжение истории Макса Андреева, который вроде бы уже совсем не тот, что раньше, да вот творческая группа создателей явно всё та же:

На гребне волны

Иногда задаешься вопросом, почему среди среднестатистического отечественного зрителя по-прежнему так популярен «Клуб Веселых и Находчивых», несмотря на то, что формат передачи практически не меняется, а не так давно срок его пребывания на телеэкранах перевалил за полвека? В позапрошлом году этот мастодонт телеэфира заглавным для всего сезона выбрал слоган «КВН уже не тот», на что сам патрон Александр Масляков-старший отвечал: «И славу Богу!», — как бы намекая на то, что КВН может существовать столько лет исключительно благодаря беспрерывной работе по его адаптации к постоянно меняющейся общественно-политической среде, но ровно в тех границах, которые им очертили. В этой связи появляется определенная параллель — удалось ли в итоге проделать аналогичную работу создателем сиквела «Духless 2», и можно ли с уверенностью и безусловным позитивным окрасом сказать: «Макс-то (главный герой в исполнении Данилы Козловского) уже не тот», — как декларируют это создатели картины. Если успех первого фильма во многом зиждился на какой-то уникальной и даже не до конца понятной популярности романа одиозного Сергея Минаева — своеобразного русского Бегбедера «нулевых», — то «Духless 2» явно должен быть даже более злободневным для того, чтобы повторить, а в идеале, и переплюнуть коммерческий успех оригинальной ленты.

Поначалу кажется, что сюжет этой задаче вполне отвечает. Макс сбежал от всех несправедливостей бесчеловечной, живущей исключительно наживой Москвы в солнечную Азию, на умиротворенный островок Бали. Океан, пляж, шорты, сланцы, мотоцикл. Голубая мечта современного «дауншифтера». Только зритель почему-то все равно смущен тем, что гламур и роскошь из «тучных» 2000-х Макс всё же прихватил с собой. У него двухэтажная вилла, а не какое-нибудь скромное бунгало. Главный герой по-прежнему бывает на вечеринках, но теперь у бассейна, а не в душных клубах Бульварного кольца, и он всё еще окружен красотками, только на этот раз не в платьях, а в купальниках. Вновь дольче вита только с кисло-сладкой паназиатской приправой. Типа «люди не меняются»?

Да нет, похоже, не меняются режиссерские приемы. Ну, не может Роман Прыгунов уйти от «клиповости» своих картин — сказывается, как ни крути, предыдущий опыт. Да и в продюсерах фильма числится Федор Бондарчук, который любит снимать с красочными кинофильтрами и с голливудским размахом. Короче говоря, Тимати бы обзавидовался. Но, между прочим, следящий за трендами Павел Худяков перестал снимать для него такие клипы уже как года три назад, а это о смене вектора в индустрии что-то да говорит. Но обзавидовался бы отечественный рэпер не только красочному антуражу, а даже одной сцене спасения Максом серфера: недюжинный накал, лазурные, искрящиеся капли одна к одной летят в камеру, подводные съемки такие изнурительно яркие и романтизированные… «Welcome to Saint-Tropez?» Ой, кажется, это не из той оперы…

А спасает же Макс в результате соотечественника Романа Белкина (его играет Милош Бикович), который, конечно же, вновь драматически перевернет его жизнь и, пусть и опосредованно, но повлияет на возвращение в опостылевшую Москву. Там его ждут старая любовь Юля (Мария Андреева), старые же проблемы с законом, и всё те же башни «Москва-сити» (куда же без них), снятые опять же столь живописно, что тут уже сами небоскребы Манхэттена обзавидовались бы похлеще упомянутого Тимати.

И тут, на родине, только не в Белокаменной да Златоглавой, а в подсвеченной диодами и сплошь Помпезной Москве как раз таки и начинается тот самый пресловутый КВН. Очевидно, что авторы действительно придали много значения той критике, которая развернулась после выхода первой части: мол, Минаев выпустил книгу в 2006 году, фильм вышел в 2012. Запоздали Вы, товарищи: оплот всероссийского гламура — клуб «Дягилев прожект» в саду «Эрмитаж» — сгорел еще в 2008 году, как и «сгорела» вместе с ним вся богемная столичная тусовка во время мирового кризиса того же года.

В «Духless 2» cвоеобразная «работа над ошибками» была, конечно же, проделана, но, кажется, не в полном объеме. Да, как раз с шутками-прибаутками тут полный порядок. Проехались авторы по всем и вся: от инновационной госкорпорации, руководитель которой удивляется, почему же мы не можем делать свои отечественные google-glass, до недавнего хэдлайнера всех газетных разворотов — «коллекционера, певицы, поэта, живописца и т.д.» Евгении Васильевой, чья «многогранная» личность явно стала прообразом одного из ярчайших персонажей фильма. К сожалению, такая обширная команда сценаристов во главе со всё тем же Сергеем Минаевым сконцентрировалась, подобно профессионалам из КВН, исключительно на злободневных колкостях, придумать которые им, скорее всего, не составило большого труда. Но при этом они упустили работу над формой своего произведения и совершенно не озадачились приведением ее в соответствие с последними веяниями современного кинематографа. Как ни крути, а тонет «Духless 2» в ненужном, неоправданном глянце, который смазывает всё впечатление от разумного и едкого сарказма и, как и в случае с первой картиной, вновь одномоментно ставит под вопрос всю актуальность фильма как такого.

Ведь это же не очередной еженедельный выпуск юмористической передачи на ТНТ, не четвертьфинал КВН, а все-таки кинофильм, который, как минимум, концептуально должен быть решен в духе времени. А для этого в нем, по идее, должен присутствовать столь модный уже несколько лет во всей индустрии социальный реализм. И это особенно актуально, когда задаешься целью сделать определенный срез столичного общества, фикисируя сюжеты из жизни современных нуворишей и «оборотней в погонах». Ну, ведь никак не может считаться оригинальной очередная история из жизни стильных амбициозных парней на эксклюзивных электросуперкарах, продолжающих так же, как и пять лет назад, покупать костюмы от Hugo Boss в ЦУМе.

В итоге, можно смело говорить о том, что «Духless2» — это крепкий коммерческий проект, какие, наверное, сами по себе нужны современному отечественному кинематографу. Но всё же хочется верить, что он не превратится в еще один КВН, который из года в год будет обыгрывать именно тот набор особенностей общественно-политического устройства современной России, который можно безболезненно высмеять без урона для своей продюсерской компании, будь-то «Александр Масляков и Ко» или «Арт Пикчерз» Федора Бондарчука. Хотим мы этого или нет, но в нашей необъятной стране, действительно, всегда найдется над чем пошутить, так, может быть, пришла пора найти для этого более креативные и содержательные формы? Благо современный кинематограф, в отличие от команды создателей пока что дилогии «Духless», не стоит на месте.


Все новости