Тема Всемирного потопа не поднималась в большом кино с 1966 года, когда Дино Де Лаурентис выпустил фильм Джона Хьюстона «Библия». Не считать же за серьезную попытку ленту Тома Шедьяка «Эван Всемогущий», в конце-то концов. Для Даррена Аронофски история «Ноя» и кары Божьей, посланной человечеству за грехи, была проектом мечты, и, как обычно бывает, к этой мечте он шел долго и по дороге имел немало проблем. Тем не менее, своего он добился, рассказав версию легенды, которая, на поверку, оказалась не слишком-то похожей на ветхозаветное предание. То ли из-за того, что к библейскому рассказу добавились библейские же апокрифы, то ли из-за шумеро-аккадских мифов или же из-за обеспокоенности проблемами экологии, но, одним словом, что Аронофски обещал, то и сделал.
В итоге получилось масштабное зрелище, в котором, в полном соответствии с названием, имеет смысл следить только за Ноем в исполнении Рассела Кроу — и приятно удивляющей Эммой Уотсон. Всё остальное, по сути, представляет собой исключительно неторопливый рассказ о том, как люди живут в очевидно постапокалиптическом мире на пороге нового Апокалипсиса. Живут они, разумеется, как дикари со всеми вытекающими иллюстрациями их скотства. Кроу эффектно и последовательно превращается из доброго праведника в одержимого, на которого легко примеряется удачно использованная в сценарии история Авраама и Исаака. На его фоне вдруг отчетливо прорисовывается не то, чтобы неожиданный, но неприятный посыл: все люди всё равно сволочи, что бы они ни делали и чем бы ни занимались.
Религии Аронофски уделяет не так уж много внимания и делает это осторожно, явно стараясь никого не обидеть, но несколько неаккуратно, чересчур вольно обращаясь с ветхозаветными персонажами и молча демонстрируя события оттуда же, очевидно требующие хоть какого-то объяснения. Впрочем, сборы «Ноя» в России уже доказывают, что зрителям объяснения не нужны, им всё нравится и всё устраивает. Заслуга в этом Аронофски или горячо любимого публикой Рассела Кроу — дело уже десятое.