Рецензия на фильм «Она»

filmz

«Искусственный разум»

Разорвав отношения со Спайком Джонзом, София Коппола сняла культовые ныне «Трудности перевода», печальную элегию о скучающей блондинке, приехавшей со своим занудным мужем-хипстером в Токио. Джонз в долгу не остался. Вышедшая на отечественные экраны «Она», несмотря на околофантастический сюжет, фильм-ответ и в это же время фильм-побратим «Трудностям» — тут тоже про одиночество в большом городе, опять-таки с реконструкцией былых романтических отношений (Софью Фрэнсисовну не представит большого труда опознать в милой невротичке, сыгранной Руни Марой) и непреднамеренным, но в конечном итоге практически полноценным участием в картине Скарлетт Йоханссон. Рассказывая глубоко личную историю, Джонз, по обыкновению, прячется за стильной формой и чудаковатым содержанием. В «Ней» речь пойдет о недалеком будущем. Главный герой, скучающий писатель Теодор, переживая болезненный развод, безуспешно старается заполнить ноющую «дыру в сердце». Получается не слишком удачно: пассии, встречаемые Теодором на просторах реального и виртуального пространства, оказываются, мягко говоря, далеки от идеала.

Всё меняется в тот день, когда Теодор покупает инновационную операционную систему, наделенную искусственным интеллектом, способным эволюционировать параллельно со своим пользователем. Утопическое подобие Siri представляется Самантой (судя по всему, в честь Саманты Мортон, которая озвучивала любовный интерес Теодора в черновом варианте картины). Бестелесный помощник, запрограммированный облегчать пользователю жизнь, принимается помогать Теодору во всем — от оптимизации электронной почты до спонтанных, хотя и интуитивно просчитанных предложений «встать с постели и выпить чашечку чая на ночь». Операционная система с покладистым характером и сексуальным голосом актрисы Йоханссон очень скоро станет флегматичному Теодору лучшим другом, а после первого виртуального секса — однозначно, и чем-то большим. Оригинальная во всех смыслах история, как ни странно, не производит впечатления сценарного выпендрежничества или чего-то заведомо психопатологического. «Каждый, кто влюбился — ненормальный», — справедливо отмечает в фильме героиня Эми Адамс. «Любовь — сама по себе единственная форма безумия, которое общество принимает».

Сходя с ума вместе с Теодором, зритель оказывается в мире, который при наличии заоблачно высоких технологий, ничем не отличается от близкого сегодня и далекого вчера. Безумцы, инфицированные вирусом «любви», одинаковы во все времена. Не меняются и грабли, на которых влюбленные столь часто расшибают свои лбы. Главный герой, будучи гнусной рефлексирующей мямлей, с которой страшно не хочется себя персонифицировать, в общем, делает все те роковые ошибки, что регулярно совершает каждый из нас: нежно лелеет не того, кто рядом, а себя самого, влюбленного, и ищет идеальные отношения, разумеется, несуществующие в природе. Трогательный фильм Джонза — выразительно написанное письмо, одновременно отправленное миллионам адресатов. Среди них не только София Коппола, для которой автор запасся извинениями и благодарностями. В «Ней» найдутся слова для зрителя, возможно, обреченного, как и главный герой, на тщетные поиски любви из-за неумения банально оглядываться по сторонам. Что немаловажно, между строк здесь легко разглядеть и то, что Джонз приписывает исключительно на свой адрес — очевидно, режиссер обещает никогда в жизни себя больше не жалеть.


Все новости