Рецензия на фильм «Капитан Филлипс»

filmz

Анатолий Ющенко рецензирует новый фильм Пола Гринграсса «Капитан Филлипс»:

«Корабельные новости»

Пол Гринграсс, запомнившийся зрителю как постановщик нескольких «Борнов», снял фильм, которому в этом году на полном серьезе прочат «Оскары». Ничем принципиально новым, ясное дело, британский кинорежиссер не отличился. Основанный на реальных событиях «Капитан Филлипс» вышел примерно тем же самым, что его «Потерянный рейс» — развернутой сводкой с CNN, снятой как адреналиновый триллер. События, которые автор дотошно реконструирует, имели место в начале апреля 2009 года, близ берегов Африки. Тогда несколько сомалийских пиратов захватили массивный контейнеровоз MV Maersk Alabama. Встретив отпор команды корабля, захватчики были вынуждены ретироваться и покинуть судно на аварийной шлюпке. Как все уже знают, в качестве заложника пираты прихватывают с собой немолодого капитана, что героически сдается в плен, дабы защитить свой экипаж. Первый час мы переживаем за Филлипса, который, рискуя собой, спасает жизни членов экипажа; второй — отдаем должное супер-профессиональной команде бравых американских военных, эффектно разруливающих эту не слишком приятную для большинства героев фильма ситуацию.

Безусловно, журналистские расследования, которыми бывший документалист Гринграсс занимался в 80-х, определили эстетику всех без исключения его художественных проектов. Равно как и предыдущие картины режиссера, этот реалистичен донельзя. Роли пиратов исполняют настоящие сомалийцы, худющие непрофессиональные актеры со злым взглядом, аутентичным говором и звериной, совершенно демонической пластикой. Сам фильм снят сумасшедшей камерой Барри Экройда, которая, кажется, в кои-то веки на сто процентов концептуально оправдана. Из кинотеатра выходишь с больной головой, подкошенными ногами и осознанием того, что один из самых раздражающих операторов нового Голливуда буквально рожден для съемок корабельных триллеров (на редкого зрителя во время просмотра «Капитана Филлипса» не накатят симптомы «морской болезни»). Что до «оскаровских» кондиций, то стоит признать, что картина действительно имеет все шансы. За фактурой типичного для Гринграсса триллера прячется любимый американскими академиками жанр — «житие святых». Пока пираты, наделенные повадками бешеных макак, скалят зубы, Том Хэнкс рисует исключительный портрет большого национального героя, хоть в музей вешай. О себе самом Филлипс почти не думает: сначала переживает за членов экипажа, потом за юного пирата, обрезавшего ногу битым стеклом, в конце концов, за жену и детей, которые могут остаться без кормильца. Думать, впрочем, Филлипсу и необязательно. К финалу с неба, словно ангелы-истребители, спускаются ребята из подразделения ВМС США. Глядя на этих суперменов из плоти и крови, сложно отделаться от мысли, что они в состоянии думать за всех: и за Филлипса, и за режиссера Гринграсса, и за нас с вами заодно.


Все новости