Вампиры, оборотни, обреченная любовь двух подростков… Этих деталей уже хватит для того, чтобы обозвать фильм режиссера Гаральда Цварта очередным клоном «Сумерек», но это было бы не совсем справедливо. Экранизация книги Кассандры Клэр имеет больше общего с эпопеей о Гарри Поттере, что немудрено — писательница уже пробовала развернуться во вселенной Джоан Роулинг, создав трилогию «Драго» про одного из героев «поттерианы». Несмотря на обвинения в плагиате, что по отношению к фанфику само по себе довольно глупо, многие критики сочли, что ее романы лишь приумножают ценность книг о Поттере. Клэр решила не останавливаться на достигнутом и взялась за трилогию «Орудия смерти», тоже предназначенную для подростков. Одно важное отличие от мира Хогвартса всё же имеется — первая экранизация трилогии, «Город костей», явно предназначена для юных барышень, отчаянно ищущих первой любви. Главной героине, чернобровой Клэри в исполнении дочери Фила Коллинза Лили, всё же 20 лет, а не 11, как Поттеру. Отсюда и конфликты с матерью, и желание попасть в ночной клуб, и интерес к юноше бледному со взором горящим (Джейми Кэмпбелл Бауэр), который к тому же оказывается охотником на демонов, которые незамеченными живут среди людей.
Любопытно то, что, хотя с легкой руки Джадда Эпетоу сотоварищами экраны заполонили не самые фотогеничные «соседские ребята» (Майкл Сера, Джона Хилл), байронический тип героя никуда не делся. Новое время может диктовать любые правила, но девушек всё равно будут влечь мрачные взлохмаченные бунтари без причины. Здесь мы имеем дело с пубертатной мечтой, ставшей явью. Сражения с вампирами и демонами не оттесняют на задний план куда более насущную для любой юной дамы проблему: кого все-таки выбрать, «сумеречного охотника» или влюбленного в нее верного друга-очкарика?
Лена Хиди, Джаред Харрис, Джонатан Рис-Майерс в роли харизматичного злодея, не могут надолго отвлечь внимание от метаний Клэри по той простой причине, что метаниям уделяется намного больше времени. Талантливому Рис-Майерсу в фильме ощутимо тесно, но он и в выделенные ему двадцать минут запихивает за пояс всех остальных актеров. Однако даже при всей любви к Рис-Майерсу, серьезно воспринимать этот образчик городского фэнтези, эдакого дистиллированного Нила Геймана, довольно тяжело. Этому не помогают и непреднамеренно комичные диалоги, напоминающие в отдельные моменты классические комедии братьев Цукер. Ну и тот факт, что Иоганн Себастьян Бах тоже был сумеречным охотником, по-новому заставит отнестись к его творчеству.
Один очевидный плюс у фильма всё же имеется. Несмотря на по-девчачьи наивный сюжет и очевидную скомканность финала, совсем уж заскучать во время просмотра не получается. В наш век сомнительных «готичных» экранизаций, когда приходится не один фильм гадать, «кто кого победит — вампир или оборотень?», это не так уж и плохо.