Рецензия на «Элизиум: Рай не на Земле»

filmz

Мы посмотрели фантастический экшн Нила Бломкэмпа «Элизиум: Рай не на земле». Рецензирует Дмитрий Карпюк:

«Война миров»

Нилу Бломкэмпу, дебютировавшему три года назад фильмом «Район №9», можно только позавидовать: в 30 лет снять зрелищный фантастический фильм напополам с неглупым социальным контекстом, которого не постеснялись бы самые серьезные сай-фай-авторы, дорогого стоит. Но с другой стороны — сразу же возникает вопрос завышенных ожиданий и проблема «второго фильма»: сможет ли режиссер достигнуть заданной им самим высокой планки, не разочарует ли? В случае провала можно заранее представить и злорадство вчерашних поклонников, и снисходительное и отчасти довольное бурчание кинокритиков. В «Элизиуме» Бломкэмп почти что идеально проходит испытание. Он с видимым удовольствием противопоставляет мир трущоб миру победившего капитализма — раю на земной орбите. Снимать неблагополучные опасные районы, которые в Латинской Америке называются звучным словом «баррио», у режиссера получается, как ни у кого другого, а вот экшн-сцены, коих в фильме немало, не всегда по достоинству можно оценить из-за «синдрома Гринграсса» — дрожащая камера и лихорадочный монтаж не дают понять, что же именно происходит. Впрочем, даже несмотря на эти приметы современного кинематографа, картина снята отменно. Другое дело, что сам сюжет не отличается особой оригинальностью и не тянет на нечто большее, чем на стандартную фантастику про противостояние верхов и низов.

История классовой борьбы, так или иначе, представлена в массе классических фильмов этого жанра, начиная еще с 1927-го года и «Метрополиса» Фрица Ланга. «Вспомнить все», «Код 46» и совсем недавние «Время» и «Параллельные миры» тоже использовали противоречие между богатыми и неимущими в качестве расхожей метафоры или просто как обрамление для романтических и приключенческих похождений главных героев. В «Элизиуме» при желании можно увидеть отсылки и к фильму Ланга, и к боевику Пауля Верхувена. Заводские рабочие будущего, надрывающиеся в чудовищных условиях, противопоставлены здесь главе корпорации «Армандин» Карлайлу, создавшему станцию «Элизиум». Один из этих рабочих, Макс (Мэтт Дэймон), получает смертельную дозу радиации. Теперь он во что бы то ни стало должен попасть в «лучший мир» «Элизиума», где достаточно полежать в устройстве, похожем на инфракрасную ванну из солярия, чтобы любая болезнь была диагностирована и вылечена. Прилететь туда землянину не так-то просто — нелегальных эмигрантов там совсем не любят и в лучшем случае ловко выдворяют назад на Землю, если не успели взорвать космические челноки с ними еще до посадки. За такой строгий контроль отвечает некая госпожа Делакруа (великолепная роль Джоди Фостер), железная леди с вечно поджатым ртом и идеальным знанием французского. Собственно, герою Дэймона придется схлестнуться в схватке именно с ней, хоть и не лично — для этого у нее есть психопатичный наемник Крюгер, готовый исполнить на Земле самую черную работу. Его прекрасно сыграл Шолто Копли, главный герой «Района №9», и его здесь не так просто узнать из-за густой бороды и совершенно иного образа, чем в дебюте Бломкэмпа.

Выбор Дэймона на главную роль — очевидный компромисс для фильма с большим бюджетом, и именно этот факт, плюс предсказуемость сюжета и ставит «Элизиум» в один ряд с другими фантастическим экшн-картинами последних лет. Да и вопрос о том, как именно решение сделать всех жителей Земли гражданами «Элизиума» справится с проблемой перенаселенности и загрязнения окружающей среды, режиссера явно волнует меньше, чем не прекращающееся ни на минуту действие. Зато сочетание компьютерной графики с вживую снятыми сценами мало у кого выглядит настолько естественно. Мир актеров на фоне зеленого экрана победил, кажется, везде, кроме личной вселенной Бломкэмпа. Хотя бы за это и за умение держать ровный и четкий ритм можно сказать ему большое спасибо.


Все новости