Приписки, отсылающей к «Зловещим мертвецам», могло и не быть. Канонический сюжет про компанию юных дебилов, приехавших на уик-энд в лесную хижину, за тридцать с лишним лет успел прописаться не в одном десятке хорроров. Самой остроумной вариацией на тему фильма Сэма Рэйми стала недавняя «Хижина в лесу», самой жуткой — пожалуй, «Лихорадка» Илая Рота. Вышедшую на экран «Черную книгу» снял Федерико Альварес. Для молодого уругвайского режиссера проект стал осуществлением давнишней мечты. Сэм Рэйми, выступивший продюсером, предоставил влюбленному в оригинал дебютанту бюджет в сорок раз больше, чем ему самому понадобилось в 1981, и дал неограниченную свободу, позволив снимать фильм так, как Альварес сочтет нужным. Своевольничать новичок не стал. Фабула ремейка осталась практически неизменной. Равно как в первоисточнике, подростки находят в увешанном мертвыми котиками погребе Книгу Мертвых, чтение которой мгновенно пробуждает зло. Изменилась, впрочем, интонация. От ерничества, присущего оригинальной ленте, не осталось и следа. В избушку на отшибе главные герои наведываются не ради пьянки, а для того, чтобы помочь мучающейся от наркотической аддикции подруге. Когда девушка начнет неистово вращать глазами, скрипеть почерневшими зубами, хрипеть «вы все умрете» и бросаться на друзей с остро-колющими предметами, молодые люди авторитетно пожмут плечами, после чего примутся в ответ словно мантру шептать любимую фразу героев большинства ужастиков: «всё будет хорошо».
Хорошо не будет. Нужно, конечно, быть неисправимым оптимистом, веря в лучший исход, когда в соседней комнате бесноватая мамзель пилит себе язык канцелярским ножичком. И, безусловно, нужно быть потрясающим наглецом, чтобы на полном серьезе разыгрывать сюжет, который сегодня воспринимается бородатым анекдотом. Хмуря брови даже в те моменты, когда одну из героинь пенетрируют ветви ожившего дерева, непроницаемо серьезный Альварес изо всех сил стремится сделать зрителю «страшно». Жмуриться, однако, приходится не столько от страха, сколько от отвращения. Большую часть хронометража начинающий режиссер ведет себя, как сертифицированный мясник, дающий мастер-класс на бойне. Он шпарит симпатичных подростков кипятком, проверяет уязвимую молодую плоть на прочность с помощью ларчика со строительным инструментарием; ближе к финалу с яростным ревом, сопровождаемым аплодисментами из зала, автор включает бензопилу, штуковину выразительную, громко жужжащую и, как водится, гораздо более харизматичную, чем весь здешний актерский состав. С ним, кстати, в ремейке как-то вот совсем не заладилось. Рэйми тридцать лет назад, возможно, и был занят примерно тем же самым, чем и Альварес сегодня. Но у него — того еще любителя заливать экран кетчупом — помимо багровых субстанций в активах имелся невероятный Брюс Кэмпбелл, актер одной роли, за которого тем не менее ты искренне переживал все три серии франшизы. Интерес, испытываемый к фигурантам «Черной книги», исключительно анатомический: чего отрежут, как отрежут, чем отрежут. Попробуйте спустя пару часов после просмотра вспомнить, как они вообще выглядели. Нам, увы, никого, кроме нажужжавшей на «Оскара» бензопилы, запомнить не удалось.