Первый месяц нового года открылся красочной экранизацией нашумевшего бестселлера Янна Мартела. Невероятная история кораблекрушения, в результате которого индийский мальчишка по имени Пи вынужден делить спасательную шлюпку с дикими животными, несколько лет назад растрогала не только авторитетное жюри Букеровской премии, но и президента Обаму, после прочтения романа тотчас настрочившего Мартелу благодарственное письмо. Отхватит ли съемочная группа «Жизни Пи» в этом году главного «Оскара» — вопрос открытый. Шансы, кажется, есть. Выступивший режиссером Анг Ли — и жнец, и чтец, и на дуде игрец — дипломированный человек-оркестр, обладатель сотни кинопремий, мастеровитый конъюнктурщик, одинаково комфортно ощущающий себя как на взятии Вудстока, так и на вершине Горбатой горы. Духоподъемная сказка о вере, которая спасает даже в те моменты, когда казалось, что все потеряно, в изложении Ли выглядит идеальным американским фильмом — большим голливудским аттракционом, предлагающим задуматься на виражах о вечном.
Как это часто бывает с американской кинематографией, думать особо некогда. Какой там думать, когда разъяренный бенгальский тигр каждые пятнадцать минут чуть ли не на колени тебе прыгает. «Жизнь Пи», как и «Аватар» в свое время, — прежде всего, роскошный визуальный экспириенс. Наблюдая за экспрессивной камерой, которая то ныряет вглубь лазурного океана, то парит по нарядно раскрашенному на компьютере небу, хочется отдать Ли все технические «Оскары» разом. При всем при этом дико жаль, конечно, что статная мартеловская история под грузом красивостей скукожилась и ощутимо затрещала по швам. Анг Ли — прекрасный иллюстратор и большой художник, но, увы, совсем не интересный рассказчик. У «Жизни Пи» есть два финала: хороший и не очень. При прочтении ты уверенно выбираешь первый. Выходя из кинотеатра, больше склоняешься ко второму, что для картины, призывающей во что бы то ни стало верить в лучшее — почти что катастрофа. Расхождения в акцентах, разумеется, полбеды, но вот утрату сказки создателям экранизации простить сложно. Растерянное Ангом Ли волшебство было вне текста, где-то между строк. И без него, как ни крути, «Жизнь Пи» — всего-навсего подробная инструкция по выживанию, украшенная мириадами обыденных, как поход в городской зоопарк, пикселей.