Рецензия на «Петлю времени»

filmz

«Назад в прошлое»

Некоторое разочарование от нового фильма Райана Джонсона обязательно испытает тот, кто отправится в кинотеатр с надеждой увидеть на экране интеллектуальный пронолановский блокбастер. Тут, пожалуй, стоит разуверить аудиторию сразу: при всей своей сай-фаевской прыти и концептуальной мудрености «Петля времени» — не совсем то, что обещает бодрый трейлер. Не врет реклама лишь в одном: мастерски загримированный Джозеф Гордон-Левитт действительно выглядит весьма впечатляюще. Будучи совершенно неузнаваемым, актер играет в картине Джо, профессионального лупера — киллера-наркомана, который мечтает о светлом будущем, на досуге поучивая французский, а на работе, собирая серебряные кирпичики за выполненные задания. Как это часто бывает со всеми нами, главный герой никак не может понять, что будущее здесь, в настоящем. Не понимает Джо и того, что с каждой дозой наркотика, закапанного себе под веки, с каждой пулей, выпущенной в голову объявленной цели, он безвозвратно уничтожает, прежде всего, себя. В качестве переломного момента фильма вскоре наступает неизбежная по логике вещей встреча с самим собой. Хорошего для Джо в ней немного — разве только утешающая внешность Брюса Уиллиса, на которого герой станет похож через тридцать лет, и гора обещанных боссом золотых слитков, которые он сможет забрать, если временная петля замкнется.

Наверное, еще по прошлым работам Райана Джонсона было понятно, что кино для автора — это в первую очередь игра с жанром, попытка играть не в него, а с ним. «Петля времени» — фильм-ловушка, этакий жанровый хамелеон, постоянно меняющий расцветку, контекст и тональность; хамелеон, который в зависимости от угла зрения может показаться как претенциозной ерундой, так и откровением. Где-то ко второму часу, когда временно-пространственный континуум и злодеи в ретро-шляпах автору пресыщают, насупленный научно-фантастический нуар гордо плюет на логику, превращаясь в тягучий экзистенциальный неовестерн. С преломлением одной картины и началом другой (с героиней Эмили Блант и ее демоническим ребенком) становится очевидным, что стремление создателей продемонстрировать далекое будущее — всего-навсего повод покопаться в прошлом. Что в центре нарочито запутанного сценария на самом деле лежит довольно жизненная и простая как три копейки история. Что в научно-фантастическом сюжете, в основе которого идея показать двух самых заклятых врагов любого человека — время и тебя самого, — нет абсолютно ничего фантастического. В общем-то, достаточно единожды проснуться поутру, чтобы во время чистки зубов уткнуться лбом в печальное понимание того, что примерно так оно обычно и бывает.


Все новости