Рецензия на «Космополис»

filmz

Мы посмотрели трагикомедию Дэвида Кроненберга «Космополис». Рецензирует Анатолий Ющенко

«Американский психопат»

На московской премьере нового фильма Дэвида Кроненберга треть зала выбежала, недовольно улюлюкая, уже на пятнадцатой минуте. Аудиторию, которая будет всю жизнь теперь крутить пальцем у виска, заслышав фамилию канадского классика, понять не сложно. Изувеченному отечественным дубляжом «Космополису» и правда не место в мультиплексах. Право, не стоило смущать юных трепетных дев, когда тебе на роду предписано стоять на высокой полочке с авторским кино, где-нибудь между «Американским психопатом» и годаровским «Уик-эндом». Эта изящная, декларативная, дико актуальная, временами невероятно смешная и абсолютно беспощадная к зрителю абсурдистская комедия конгениальна своему первоисточнику — одноименной повести Дона Делилло, литературе практически джойсовского пошиба, одной из самых красивых книг последнего времени — тексту, который живет, но при этом тексту, об который слишком легко споткнуться. Как и книга, фильм Кроненберга поначалу тебе активно сопротивляется. Водопадами силлогизмов он обрушивается на тебя с такой мощью, что первая твоя реакция — быстренько обматерить того, кто сидит рядом, и выбежать из зала, в панике прикрывая голову.

Уместнее, конечно, будет дождаться выхода прекрасной Саманты Мортон, которая, кривенько ухмыляясь, произнесет незабываемое: «Я ничего из этого не понимаю. Но я понимаю, какими безжалостными нам приходиться быть, чтобы адекватно оценивать окружающий нас мир». «Космополис», наверное, действительно можно не понять — это совершенно естественно, особенно если ты не читаешь новости и недоуменно пожимаешь плечами на словосочетание «Occupy Wall Street» — тем не менее, фильм невозможно не прочувствовать. «Я не хочу мыслить рационально» — бесчисленное количество раз произносит герой Роберта Паттинсона, чему, пожалуй, следует научиться и зрителю. Рациональный подход здесь работает с трудом. Если Делилло рассказывал читателю психологию капитализма, Кроненберг во все горло орет о его безумии. Мы не просто наблюдем за миром глазами 28-летнего миллиардера Эрика, мы вместе с ним сходим с ума. В отличие от Патрика Бэйтмена, который был не способен проявлять никакие эмоции, кроме убийственной ярости, здешний американский психопат разучился что-либо ощущать в принципе. Капиталистическому обществу в его лице не грозит смерть, оно и так уже мертво — смотрит затуманенными глазками уместного как никогда артиста Паттинсона, который два часа едет с непроницаемой миной в далекое никуда, неистово разрушая себя и окружающих в надежде испытать хоть какие-то признаки жизни.


Все новости