Рецензия на «Голодные игры»

filmz

Мы посмотрели «Голодные игры». Рецензирует Анатолий Ющенко:

«Остаться в живых»

Все n-надцатилетние должны сегодня возопить от восторга. В прокат выходит долгожданная экранизация главного тинэйджерского романа последних лет — первая и, скорее всего, не последняя киноверсия «Голодных игр». Трилогию об очередных играх на выживание написала американская писательница Сьюзен Коллинз. В контексте литературных достижений она, прямо таки скажем, не Уильям Голдинг, не Косюн Таками и даже не Стивен Кинг, однако как подростковый психолог барышня действительно даст фору многим. Пока амебные школьницы учитывались вампирскими сагами, грезя о прекрасном принце, девочки поумнее энергично перелистывали страницы книги Коллинз, искренне удивляясь тому, что люди взрослые называют писательницу фантастом. Для юной аудитории описанное — никакая не антиутопия. Когда тебе шестнадцать лет, жизнь и впрямь напоминает жестокое реалити-шоу. Всегда очень сложно понять, чем и когда оно закончится. От учителей проку мало, но до основной мысли, что проходит в книге лейтмотивом, можно дойти и самому: играть поодиночке не более опасно, чем в команде. И лучшая подруга, и влюбленный ухажер могут в самый неподходящий момент воткнуть тебе нож в спину — так что, если хочешь выйти из игры победителем, будь сильным, попытайся всем понравиться и при этом, разумеется, никому и никогда не верь.

Непритязательные метафоры взросления режиссер Росс облачает в форму холодную и жесткую. Изумительный пролог с жеребьевкой, снятой в гробовой пронзительной тишине, запомнится зрителю надолго. Для фильма, ориентированного на девочек-подростков, «Голодные игры» вообще на удивление злы и бескомпромиссны. За это, пожалуй, стоит поблагодарить Тома Стерна — учиненную в книге кровавую вакханалию бессменный оператор Клинта Иствуда умело и непринужденно держит в расфокусе, каждый раз очень тактично и вовремя отводя камеру от разорванных кровоточащих ран. То, что благодаря талантливейшему Стерну авторы фильма выйдут из неудобного положения, когда необходимо следовать букве жестокого романа, но не выходить при этом за рамки детского рейтинга, было понятно сразу. Но вот то, что людям хватит ума и совести замять любовный треугольник, который практически сведен Россом на нет — это крайне приятный сюрприз. Несмотря на студийное позиционирование картины чуть ли не новыми «Сумерками», первый мальчик появляется в общей сложности на семь минут, второго же — недоверчивая главная героиня, сморщив нос от отвращения, дважды поцелует, чтобы очаровать по сюжету сентиментальных спонсоров побоища. Зритель, кстати, к этому времени будет в здешнюю Кэтнисс влюблен по уши. Дженнифер Лоуренс, будучи обладательницей круглого, лучезарного и пышущего здоровьем лица, очень уверенно держится в образе «голодающей с Поволжья» — и, кажется, основная доля потенциального успеха «Игр» лежит именно на ней. Тут, похоже, повторяется история с «Зимней костью*». Тебе могут по определению быть не близки перипетии жизни американской глубинки. Ты можешь давно уже вырасти из целевой аудитории «Голодных игр». Но когда видишь на экране игру этой феноменальной молодой актрисы, послушно вцепляешься в подлокотники кресла, искренне про себя моля о том, чтобы эта девочка осталась к финалу в живых.


Все новости