Главного героя зовут Роджер Браун, и он действительно сильно преуспел в охоте за головами. Разумеется, не в буквальном смысле. Речь идет о так называемом хедхантинге, одном из направлений поиска персонала редких специалистов, грубо говоря, услугах продвинутого рекрутера. Единственное слабое место большого профессионала своего дела — это гнетущие комплексы по поводу 168-ми сантиметров роста. Впрочем, нельзя не заметить, что именно они дают Роджеру хороший жизненный толчок, стимулирующий к покорению всех тех высот, которые поначалу ему довольно легко поддаются. У считающего себя низкорослым героя уже есть огромный дом стоимостью в тридцать миллионов шведских крон, длинноногая блондинка-жена и приносящая неплохие дивиденды работа. И все бы ничего, если бы ко всему перечисленному не прилагались непомерные амбиции, вынуждающие Роджера красть предметы роскоши у своих же клиентов. До поры до времени парню везет, однако однажды на пути опытного «охотника за головами» попадается тот, кто явно не считает себя легкой добычей.
Одноименный роман Ю Несбе, еще одного скандинавского самородка-детективщика (его «Снеговика» собрался экранизировать сам Скорсезе), а по совместительству чуть ли не самого продаваемого писателя в мире — это, конечно, виртуознейшая игра слов, которую адекватно передать на экране, пожалуй, невозможно. К счастью, хороший норвежский режиссер Мортен Тюлдум, не особо впадая в буквоедство, сумел своим кино очень точно отразить суть романа. На радость зрителя, уставшего от голливудской предсказуемости, «Охотники за головами» — как книга, так и фильм — представляют собой мир, начисто лишенный всяких констант. Здесь нет ничего постоянного: охотник меняется ролью со своей добычей каждые полчаса; лучшие друзья то и дело оборачиваются заклятыми врагами; не отстают от всеобщей амбивалентности и любовницы, что заботливо целуют в губы, а через секунду бегут с кухонным ножом в руках, чтобы перерезать тебе горло.
Соблюдая должный баланс между формой и содержанием, за полтора часа стандартного хронометража фильм успевает сменить с десяток обличий. Начинаются «Охотники» насмешливо, в лучших традициях раннего Гая Ричи: с матерящимися русскими проститутками, которые палят из пушек смеха ради, с закадровым нарративом, озвучивающим хитроумный план будущего преступления, и прочими шутками-прибаутками, присущими авантюрному жанру. Расслабляться, тем не менее, не стоит. Одержимость большим кушем очень быстро уйдет куда-то на дальний план, а умильная криминальная клоунада сменится жестоким бескомпромиссным триллером. Заведомо чего-либо пугаться тут тоже нечего — никакой сложности в этой нарочитой сумятице, понятное дело, нет. Кажется, на бедную голову хедхантера (успевшего за час с лишним попрятаться на дне деревенского нужника, обмазаться чужой кровью, поседеть от нервов, побриться наголо, сразиться с псом и похоронить несколько живых людей) в один прекрасный день обрушились все проблемы разом не оттого, что наш мир чертовски непостоянен, а скорее потому, что он зачем-то всю свою жизнь пытался за ним угнаться.