Сегодня удивительного артиста Кейджа берут на главные роли лишь две категории кинорежиссеров: либо очень смелые люди, либо те, кому уже совсем нечего терять. Достопочтенный постановщик по фамилии Шумахер, разменяв восьмой десяток, воплотил в себе нечто среднее между первыми и вторыми. Он, как всякий молодящийся пенсионер, ежегодно пытается тряхнуть стариной; да так, чтобы все вокруг ахнули: актуальные сюжеты, дикие цветофильтры, сумасшедший оператор, несколько помятые знаменитости и полуобнаженные мальчики из «Сумерек» — пожалуй, все, что сейчас в тренде. Только вот окружающие в ответ лишь смеются. Остросюжетный триллер «Что скрывает ложь», несмотря на задействованных в кадре звезд (кажется, обе — и Кейдж, и Кидман — согласились на сотрудничество с автором исключительно по старой дружбе), брезгливо показали в ограниченном американском прокате, после чего постарались сделать вид, будто этого кино и не существовало вовсе. Разумеется, в нашей стране прокатчики куда менее стеснительные: подстраховались позаимствованным у Земекиса названием», выделили крупным шрифтом имена главных актеров, вполне вероятно, что даже соберут какие-нибудь копейки. Собственно, а почему бы и нет?
«Что скрывает ложь» — крепко сколоченная жанровая ерунда, которая отлично бы смотрелась не в кинотеатрах, а на кабельном телевидении после полуночи. Штампов на квадратный сантиметр пленки с избытком, однако наличие пресловутого Кейджа прибавляет проходнячку редкой исключительности. Бесполезно пересказывать, это надо видеть. Как неподражаемый нынче Николас, пребывая в образе классического буржуа, недовольно бурчит полфильма в адрес наведавшихся за бриллиантами грабителей: «Уходите окаянные, нет у нас денег, а пароль от сейфа не помню и не скажу»; а как артист с радостным видом человека, вспомнившего молодость, восхитительно матерится, процеживая сквозь зубы некое сложносочиненное «Don't touch her, you fucking fuck!»; а как он героически щурится, когда бандиты ему ломают запястье; а когда он берет в руки пневматический пистолет, эффектно надувая от прилившего возмущения щеки. Это уже не актерская игра, это что-то покруче, а-ля цирк дю солей. А Николь Кидман — нет, ну это же просто загляденье какое-то. В предыдущей картине, за которую актрису номинировали на «Оскар», речь шла о параллельных мирах. «Что скрывает ложь» — это фантастический мир, в котором Кидман жената на Кейдже — ни больше, ни меньше. Безумный, безумный мир, где грабители показаны завистливыми идиотами, владельцы элитного особняка — героями шекспировской трагедии, а одна из лучших актрис современности — плаксивой домохозяйкой, позарившейся по сюжету на рельефный животик актера Жигандэ.
Шумахер — все-таки потрясающий человек. Он — один из немногих режиссеров, кто всю свою жизнь не стеснялся дурного вкуса, а выгодно козырял им. Именно он превратил комиксы про «Бэтмена» в бурлескное травести-шоу, именно он сделал из тоскливого триллера про домашнее вторжение главный guilty pleasure этого года, который все девяносто минут смотришь с открытым от изумления ртом. Здесь сконцентрировалась вся правда жизни: тайное рано или поздно становится явным; богатые тоже плачут; преступники — тоже люди; перед ограблением надо пить успокоительные; не в деньгах счастье, но если чувствуете, что в них родимых, то храните их лучше в сберегательных кассах. Обо всех этих прописных истинах расскажет главный на сегодня голливудский пошляк, а поможет ему Николас Кейдж, фактурный артист с печальным лицом породистого бассета. Глядя на него в финале, заплачут все, включая Кидман с дебиловатыми бандитами. Получится и у вас, если сердце не каменное.