Рецензия на «Портрет в сумерках»

filmz

Мы отсмотрели эротическую драму Ангелины Никоновой «Портрет в сумерках». Рецензирует Анатолий Ющенко.

«Улицы разбитых фонарей»

Эта нарочито скромная, снятая на два фотоаппарата картина, уже который месяц катается по зарубежным кинофестивалям, периодически забирая тот или иной приз под овации полных кинозалов. В нашей стране, как водится, фильм посмотрят друзья и родственники съемочной группы, пять кинокритиков, парочка пытливых студенток и три с половиной хипстера, доверившиеся периодике. От таких неизбежных раскладов заведомо становится немного обидно. «Портрет в сумерках» — не шедевр, но все же довольно эффектный выход двух чрезвычайно смелых женщин (режиссера-дебютанта Ангелины Никоновой и актрисы Ольги Дыховичной, которая также написала для картины сценарий) в жанре надрывной социальной мелодрамы. По сюжету интеллигентная представительница среднего класса приезжает на окраину города, чтобы встретиться там с любовником.

Увы, помимо запланированного адюльтера с девушкой случается целый ряд неприятных событий — от сломанного каблука до группового изнасилования, учиненного оравой пьяных ДПСников. После всего с ней случившегося велик соблазн предположить, что героиня поведет себя в лучших традициях американских хорроров — немножечко сойдет с ума, но выстроит при этом изощренный план мести. Собственно, нечто подобное и происходит: она выслеживает обидчика, идет за ним в темный подъезд, садится в лифт, сжимая в своей руке горлышко разбитой бутылки. В тот момент, когда двери закрываются, девушка к стыду затаившего дыхание зрителя отвергает идею порождать одно насилие в ответ на другое. Она аккуратно отбрасывает орудие мести, встает на колени и принимается расстегивать человеку в форме ширинку.

«Портрет в сумерках» во многом конгениален своему названию. Подобно кэролловской Алисе главная героиня попадает из комфортного благополучного пространства в инфернальное запределье — на улицы разбитых фонарей, где вне зависимости от времени суток «оборотни в погонах» предстают в своем истинном обличье. И прибыв в это пристанище мятежных душ, девушка неожиданно для себя вдруг осознает, что зависла между двумя мирами, один из которых — лицемерный и ненастоящий, а другой — неотесанный и совершенно враждебный. Чтобы примириться со вторым, она говорит своему насильнику: «Я люблю тебя». Тот, не понимая, что на это ответить, бьет ее по лицу. Она вновь произносит признание, подставляя уже вторую щеку. И стремится делать так до тех пор, пока его рука не дрогнет.

Боль, которая служит здесь катализатором, должен ощутить и сам зритель. Пока ее превозмогаешь, пытаешься посмотреть на фильм с разных позиций. Как на адаптированную под отечественные реалии сказку о «Красавице и Чудовище», как на высокомерную рефлексию по поводу христианских моралей, как на очередную попытку примирить интеллигенцию и быдло на экране, как на фрейдистскую зарисовку, иллюстрирующую «стокгольмский синдром». Как ни странно, в конечном результате эта история оказывается умнее, интимнее и гораздо проще. Несмотря на месть, которая по-своему свершается, «Портрет в сумерках» в самую первую очередь рассказывает об иррациональной страсти — о том единственном, что в одночасье может изменить жизнь представительницы рационального общества потребления.


Все новости