Рецензия на «Не бойся темноты»

filmz

Мы посмотрели хоррор «Не бойся темноты», рецензирует Анатолий Ющенко.

Тайная комната

Сегодня, когда в хоррорах принято рассказывать чуть ли не об устройстве мироздания (обычно это делают перед методичным расчленением еще живых людей), новый продюсерский проект Гильермо дель Торо рискует произвести впечатление гостя из совсем уж далекого прошлого. Отчасти так оно и есть: «Не бойся темноты» — чрезвычайно наивный ремейк одноименного телефильма сорокалетней давности. Любимый наш сказочник Гильермо дель Торо, явно оставшись душой и сердцем в неприкаянных семидесятых, бережно переписал сценарий для дебютанта Троя Никси, сильно сместив в старой истории акценты. Оригинальная лента рассказывала о любопытной девушке, обнаружившей в родовом викторианском поместье потайную комнату с камином, где были замурованы зловредные карлики. В ремейке главная героиня из насупленной психопатичной дамы обратилась в заплаканную школьницу младших классов, маленькие уродцы из подвала — в нечто среднее между лемурами из мультфильма «Мадагаскар» и миниатюрной версией Голлума, а хоррор как таковой дал ощутимый крен в сторону безобидной детской страшилки.

Если настраиваться на фильм ужасов, можно остаться сильно разочарованным. Оно и понятно: в кадре происходит абсолютная дичь (все-таки злые говорящие лемуры, которые нападают на людей — это недобор для взрослых и явный перебор для детей), однако с этой лентой, тем не менее, не все так просто, как кажется. Обычно киноделы, которые перелицовывают классику, ограничиваются лишь традиционным евроремонтом. Рассказчики же этой истории проделали именно что работу. Сценарист прикрутил абстрактному злу свой излюбленный мифологический бэкграунд в виде зубных фей и прочих стоматологических ужасов. Режиссер картины, прежде чем взяться за съемки, судя по всему, пересмотрел все сезоны каких-нибудь условных «Баек из склепа»: глупость уравновесил моралью, а самые бесстыдные клише преподал как верность традициям.

Камера в итоге совершает тут сумасшедшие пролеты по готическому особняку под тревожную музыку, напуганный ребенок всякий раз громко визжит, всезнающий сторож красиво щурится, а героиня Кэти Холмс в кульминационный момент идет за необходимыми знаниями не в гугл, а по старинке — в библиотеку. И чтобы остаться под впечатлением, необходимо понимать, что этот, по-своему изумительный, ужастик взывает не к инстинктам, когда ты вздрагиваешь и зажмуриваешься, оттого что половицы скрипят с грохотом реактивного истребителя, а скорее к твоему внутреннему ребенку, который все помнит и все знает. Те, кто вырос и все забыл, примутся объяснять и расценивать зло из подвала по Фрейду, а потом плюнут, осознав в конечном итоге, что иногда зло — это просто зло. А между тем с ним встречался каждый. Оно питалось детскими сомнениями, исчезало, если заботливые родители включали в твоей комнате свет, и активизировалось со страшной силой, когда они же заявляли тебе менторским тоном: «Ну что ты, здесь никого нет, глупенький, тебе все это приснилось».


Все новости