Запомните это мгновение. Момент почти настал. Еще немного, и бессмысленную череду ремейков прервут фильмы, оправданием существования которых послужат не только кассовые сборы, но материи творческого толка. Мы даже можем назвать точную дату: 22 сентября, «Ночь страха». Да и «Конан» уже не просто «еще одно паразитирование на ностальгии» — при всей невозможности исходной затеи (снять ремейк Шварценеггеровского канона, за долгие годы попыток так и не найдя эквивалента Арнольду?!) Маркус Ниспел справился и представил зрелище, не опирающееся на славу оригинала.
Серьезно, кто верил в Джейсона Момоа? Телевизионный красавец из «Спасателей Малибу» меньше всего настраивал на позитивный лад, и может быть, благодаря именно его метаморфозе «Конан-варвар» заработал пару дополнительных баллов по шкале приятных удивлений. Ниспел не стал копировать образ, закостеневший в сознании благодаря Арнольду и Ральфу Меллеру, а сделал киммерийца пусть не мыслителем, но уж явно не тем питекантропом, о котором язвили критики 80-х — мол, в морде его лошади читается куда больше интеллекта, чем в нем самом. Нет, новый Конан не троглодит, которому попутчицы отдаются исключительно из страха. Он умен и обаятелен, хотя по-прежнему жесток, мстителен и беспощаден. Такой герой, особенно на фоне остального летнего соцветия, выглядит даже объемным — ровно настолько, чтобы мы захотели отправиться с ним дальше, но не сильнее, чем дозволяют рамки блокбастерного кэмпа.
Конечно, формат неуравновешен. С одной стороны, Ниспел не ограничивает себя в демонстрации крови — том, что получается у него лучше всего, с другой — сценарий предлагает абсолютно одномерных персонажей, для которых определение «выписаны пунктиром» уже звучит как комплимент. Создатели «Конана…» решили проблему с варварской невозмутимостью: вместо доработки рукописи они раздали партии артистам с мощной харизмой. И ничего, что Стивен Лэнг разве что постригся, но остался все тем же Куорричем (и войдет в этот образ еще раз, уже для «Терра Новы*») — его дьявольщины хватает, чтобы мы прощали ему самоповторы. И пусть Роуз МакГоуэн похожа на доисторического Фредди Крюгера. Усилиями гримеров она превратилась в самого запоминающегося злодея текущего лета как минимум, а Джеки Ирли Хэйли из этого сосуда злобы еще хлебать и хлебать. Даже усталый бассет хаунд с лицом Рона Перлмана наполняет своего героя глубокой кайнозойской мудростью, чего меньше всего ждешь от персонажа для галочки. Чужой на этом празднике выглядит только Рэйчел Николс, взятая в кадр исключительно из-за волнующего силуэта.
(И раз уж мы коснулись этой темы), удивительна откровенность, которую позволяют себе авторы ленты. В существующей цензорской системе, когда одна сигарета в кадре накручивает возрастной рейтинг, они не скупятся на кровь и обнаженку в количестве, присущем только подростковым хоррорам (привет прошлогодним «Пираньям»), но никак не постановкам с ценником под сто миллионов. Конечно, какой «Конан…» без прелестниц и отрубленных голов, но смелость эта все равно удивляет в век победившей морали.
Зато на этом поле Ниспел чувствует себя уверенно. Вдоволь напрактиковавшись в кровопускании «Пятницей, 13-е» и «Техасской резней бензопилой», он, кажется, проводит работу над ошибками, компилируя жестокость хоррор-ремейков с находчивым экшном «Следопыта». Представьте, что в «Техасской резне…» строительным инвентарем людей калечит Рэмбо, или что в снегах «Следопыта» с заезжими викингами расправляется энергичный Джейсон Вурхиз, и вы получите наиболее емкое описание «Конана-варвара». Единственное, что откровенно провисает, так это мучительный третий акт с мистикой и подземельями — по странному стечению обстоятельств, недугом скомканного финала страдают практически все последние блокбастеры. Это ничуть не оправдывает «Конана…», но слушайте, первые-то два акты были недурны! И хотя лента не войдет в историю (она предпочитает запоминать первых), да и кассовые сборы не на высоте, фильм все равно остается хорошим развлечением, самую малость недотянувшим до нашего guilty pleasure.