Как все уже знают, новый фильм Дэнни Бойла основан на реальной истории альпиниста, который был вынужден собственноручно ампутировать кисть своей правой руки, зажатой предательским образом под свалившимся на нее валуном. Наверное, здесь стоит сразу же оговориться по поводу различий в ментальностях. Поступок, восхитивший не только аудиторию шоу Опры Уинфри, но и буквально всю Америку, по понятным причинам рискует показаться нашему зрителю несколько анекдотическим. В принципе, возникающие во время просмотра «127 часов» усмешки — они ведь не столько от невоспитанности, сколько от недоумения. Ну да, человек спасал себе жизнь и бился до последнего (читай — пил свою собственную мочу и пилил тупым китайским ножичком себе руку), но все равно как-то не очень понятно, почему логичная расплата за глупость и самонадеянность характеризуется здесь в качестве наглядного примера истинного мужества.
Но если кто и интересен в данной ситуации, то лишь только Дэнни Бойл — вот он сам по себе отличная иллюстрация на тему персонального «триумфа воли». Выражая солидарность главному герою, режиссер мучает себя такой творческой аскезой, что в итоге за создателя картины переживаешь куда больше, чем за попавшего в смертельно опасную ловушку альпиниста. Конечно, человек овладел своей профессией настолько, что все прочее ему теперь без надобности, но конкретно этот фильм — очевидная мука для всех и каждого. Бойл ощутимо страдает из-за того, что берет самый скучный за свою карьеру сценарий, а потом из кожи вон лезет, чтобы экранные 127 часов показались зрителю пятью минутами.
Наверняка мучается и гениальный оператор Энтони Дод Мантл, который вместо привычных дел энергично трясет здесь своей камерой и каждые пять минут норовит засунуть ее в ноздрю Джеймсу Франко. Легко ли актеру? Вряд ли. Он, в свою очередь, демонстративно сходит с ума, убедительно изводит себя физически, напрягается с грандиозной самоотдачей — и все ради того, чтобы сыграть крохотную по масштабам роль (такие обычно достаются массовке из киносериала про «Пилу»).
Да, собственно, и самому зрителю, которого девяносто минут насилуют полиэкраном, флэшбэками и физиологическими подробностями, ничего не остается, как вздохнуть к финалу с облегчением. Катарсис, испытываемый в этот момент, неминуем. Ты непременно оказываешься на седьмом небе от счастья, потому что сидишь в уютном кресле, предпочитая экстремальному отдыху безопасные походы в кинотеатр. В какой-то степени ты горд и оттого, что у тебя нашлись-таки силы, чтобы досмотреть до конца столь подробное руководство по выживанию. Можно порадоваться и за авторов ленты — они изваяли безупречную в своем завидном стремлении к всеохватыванию пустоты кинематографическую форму.
Фильм, кстати, заканчивается ценным замечанием, дескать, теперь Арон Ральстон всегда оставляет записку, в которой говорится, куда он направляется. Кажется, данный мессэдж недвусмысленно намекает нам лишь на то, что именно Дэнни Бойл станет первым режиссером, который вскоре экранизирует телефонный справочник.