Щелкунчик и Крысиный король Рецензия на «Щелкунчика и Крысиного короля»

Рецензия на «Щелкунчика и Крысиного короля»

Сюжет: Вена, 1920-е годы. Накануне Рождества к детям Мэри и Максу приходит любимый дядюшка Альберт и дарит им деревянную куклу Щелкунчика. Воображение Мэри оживляет куклу, и она попадает в мир детских грез, где все становится возможным — снежинки-балерины кружатся в танце, игрушки на елке оживают, да и сама ель превращается в целую вселенную, в которой правит добрая Снежная Фея.

«Черное Рождество»

Со своей амбициозной интерпретацией гофмановской сказки прославленный мэтр Андрей Кончаловский угодил в ту же самую творческую пропасть, в которой совсем недавно наблюдался его младший брат. Как и последнее кино Никиты Сергеевича, «Щелкунчик» — не столько фантастический провал, сколько постмодернистское ерничанье на тему и клинический диагноз самому себе. Безусловно, это не повод, чтобы пропускать картину на больших экранах. В таких случаях, наоборот, принято весело скандировать гулкое «спешите видеть», а учитывая тот факт, что нет занятия более увлекательного, чем всматриваться в чужие «хроники обыкновенного безумия», скучать во время просмотра не придется.

Рекомендовать фильм сложно лишь целевой аудитории: некоторые дети громко плачут и слезно умоляют родителей вывести их из кинозала в тот момент, когда антагонист из этой периодически шокирующей фантасмагории обнажает свою массивную крысиную челюсть, попутно откручивая маленькому негритенку голову. Для всех остальных «Щелкунчик» возможно станет и благородным убийством каникулярного времени, и еще одним убедительным доказательством того, что в этой замечательной стране «сошел с ума» не только Филипп Бедросович Киркоров (кстати, именно он озвучивает в отечественном дубляже главного злодея, что в контексте увиденного совсем не кажется случайностью).

Собственно, очень не хотелось бы впадать в такие суконные понятия, как «хорошо» или «плохо», поэтому скажем так: удивительна в «Щелкунчике» буквально каждая секунда действия. Прямые цитаты из гиллиамовской «Бразилии» и ежесекундные упоминания доктора Фрейда соседствуют здесь с совершенно детсадовским нарративом, музыкальный аккомпанемент за авторством Чайковского сопутствует с первоканальной стилистикой «Старых песен о Главном».

Сочетания эти оставляют довольно обескураживающие впечатления: пока ты безуспешно пытаешься вникнуть в рыхлый сюжет, кто-нибудь в это самое время обязательно начинает петь и танцевать. Крысиный король в блондинистом паричке, призванном напомнить зрителю об Энди Уорхоле, в кульминационный момент энергично принимается за свои рулады, вскидывая при этом правую руку на манер Гитлера; артистка и по совместительству жена режиссера, Юлия Высоцкая, от которой по привычке ждешь речитатива на кулинарную тематику или виртуозной работы с кухонной утварью, появляется на экране в белоснежной балетной пачке, дабы раскланяться в пируэтах и полуобморочным шепотом озвучить мораль сей басни.

Лишь только Элли Фэннинг, чья героиня по сюжету попадает в мир, который не приснился бы Гофману даже в самом страшном ночном кошмаре, выглядит не персонажем вампуки, а нормальным живым человеком. На протяжении всего фильма девочка либо аккуратно, словно на цыпочках, пересекает кадр, либо с потерянным видом озирается по сторонам, либо отрешенно демонстрирует свои постоянно заплаканные глазенки, будто бы намекая на то, что эта роль досталась ей в наказание за плохие школьные отметки.

Сложно сказать, какую оценку при этом заслужил сам Кончаловский. «Щелкунчик» нормален с точки зрения банального ремесленничества. Он просто неприятен, как неприятна любая детская сказка, в которой должного волшебства намного меньше, чем стойкого презрения, испытываемого авторами по отношению к Гофману с Чайковским, да и к детям с их родителями в придачу.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×