Очередное продолжение эпопеи о злоключениях хогвартского чародея весьма убедительно доказывает хорошо известный всем тезис: любое кино о взрослении — это почти всегда немножечко хоррор. Погрузив юных героев в зыбкую гущу экзистенциальных проблем (от одиночества до самоидентификации), Дэвид Йейтс не без блеска зафиксировал финальную трансформацию некогда беззаботной сказки в чуть ли не кроненберговскую историю мутации.
С подачи режиссера здесь все постоянно (а подчас даже буквально) принимает какие-то новые формы: меняется сам главный герой, меняются его верные соратники, меняется мир вокруг них. Былые мысли по поводу «добра и зла» занимают теперь в головах Рона Уизли, Гарри Поттера и Гермионы Грейнджер ровно столько места, сколько от них требуют этого условности жанра. По большей мере сегодняшних волшебников заботят рефлексии, вопросы и сомнения, которые присущи не героям фэнтези, а самым обычным подросткам: «ну, чем он лучше меня?»; «ох, как же непросто быть самым лучшим»; «послать их обоих или все-таки сделать правильный выбор?».
Тяжкая драма со всем этим перманентным самокопанием ведется с перерывами на неизбежные выяснения отношений, на бескомпромиссные стычки с Пожирателями смерти и прочим местным паноптикумом, а также на весьма жалостливые смерти некоторых второстепенных персонажей. Даже несмотря на вопиющее буквоедство авторов, решивших размазать финальную книгу на две неоправданно длиннющие серии, чтобы угодить вечно недовольным поклонникам литературного первоисточника, стоит отметить, что смотрятся «Дары Смерти» не без интереса. «Взрослый» актерский состав по-прежнему бесподобен; колдовской инструментарий у мастеров по спецэффектам — как никогда выразителен; да и неожиданная мультипликационная вставка, подробно разъясняющая название ленты, сделана в тех самых лучших традициях Тима Бертона, что никак не может не радовать.
Пожалуй, в картине есть лишь две вещи, которые несколько смущают. Первая — это крестражи, которые сначала очень долго ищутся, а потом примерно с такими же темпами уничтожаются. Тут, конечно, не слишком понятно, кому именно следуют предъявлять претензии. У Джоан Роулинг, судя по всему, отменная культурная память, а у сценаристов — панический страх быть растоптанными многомиллионной армией фанатов книги. Но, так или иначе, все мы смотрели «Властелина колец». И когда уже в n-ый раз приходится битый час наблюдать за тем, как некий магический артефакт оказывает тлетворное влияние на психику его носителя, единственной здравой реакцией на это безобразие может быть лишь только непроизвольная зевота.
Ровно то же самое можно сказать и про наклюнувшийся в картине любовный треугольник. Если трогательные танцы под музыку Ника Кейва — шутка довольно-таки интеллигентная, то ревностные разборки в темно-синем лесу под аккомпанемент Александра Деплa — это уже страшная пошлость и верный путь к тому, чтобы отечественные прокатчики приписали в названии заключительной серии слово «Сага». С другой стороны, чего бы там они не приписали, все равно придется смотреть. И потом кто-то будет обязательно ругать Йейтса на чем свет стоит, а кто-то назовет его автором лучших экранизаций «поттерианы». Аналитика в данном случае не имеет ровным толком никакого значения.
Уже в июле зритель испытает щемящую тоску по очкарику, за взрослением которого пристально наблюдал долгие годы. После чего наверняка осознает, что критиковать «Гарри Поттера» — занятие глупое и бесполезное: частью франшизы его считают лишь самые прожженные циники, для всех остальных он давно уже является хорошим другом.