Рецензия на «Край»

filmz

«Машинист»

Созданная при поддержке «Первого канала», отчасти спродюсированная ОАО РЖД, вдобавок ко всему прочему отправленная на престижные забугорные смотрины картина Алексея Учителя вызывает примерно такие же эмоции, что и размашистые к ней постеры: местами красиво, но в целом смотреть на все это довольно стыдно. Несмотря на безусловные ремесленнические таланты режиссера, «Край» если что-то и напоминает, так это ужатый до необходимого хронометража отечественный телесериал.

Неслучайно, когда в кадр входит до невообразимости брутальный артист Машков (предусмотрительно приодетый тут в линялую гимнастерку), из зала тут же доносится долгое и протяжное придыхание целевой аудитории фильма — в основном, женщин бальзаковского возраста, обычно умывающихся слезами от каждого эфира ток-шоу «Пусть говорят».

Дабы подчеркнуть свой монументальный образ, актер каждые пять минут легким движением руки сбрасывает со своих мясистых плеч рубаху, под которой прячется герой какого-то уж совсем некрасовского пошиба. Одержимый трудоголик, молчаливый альфа-самец, слегка контуженый, но все-таки фронтовик, самый что ни на есть настоящий мужик, который, как все уже знают, определяется делом, а не словом. По нему, способному любить лишь транспортные агрегаты, вскоре будут устраивать смешные женские мордобои в баньке, впрочем, истинное упоение в персонаже найдут всего две девушки: одичавшая немка Эльза, просидевшая всю войну в таежных лесах, и репрессированная русская красавица Софи.

Наверное, чтобы окончательно не превратить свое кино в некое подобие «Сумерек» для взрослых, Алексей Учитель где-то во второй половине фильма решает вдруг налечь на многозначительную символику. Из-за расположения к Эльзе герой невольно станет врагом среди своих, а забытый богом сибирский поселок начнет вдруг показывать свои острые зубы (несомненно, фонтриеровская Грейс с абсолютной уверенностью заявила бы, что без данного населенного пункта на карте мир стал бы немножечко лучше).

Собственно, как раз после этих событий режиссеру стоило бы сбавить обороты: благодаря тому, что он не гнушается опираться на советскую классику, мелодрама у него более-менее выходит, да и мысль о том, что ни в одном тоталитарном обществе не может зародиться толерантность, для сегодняшней России как никогда актуальна. Однако просто декламации тезиса Учителю кажется мало — он мчится по многочисленным сценарным ухабам, как паровоз по рельсам, но адекватно проиллюстрировать важные слова не может (или не хочет). За железной дорогой, мутной самогонкой, запаренной банькой и чучелом распятого на паровозе бурого медведя (многие почему-то считают, что это символ русского страстотерпчества), последует неизбежная сюжетная линия с непонятно откуда взявшимся энкавэдешником, метко стреляющим в спины безоружных.

Пожалуй, этот антигерой, блестяще сыгранный Сергеем Гармашом, — такое же формальное излишество, как и посыл картины на соискание заветного «Оскара». Хотя, если посмотреть с другой стороны: из Америки до нас в этом году дошел «Солт», над «клюквенностью» которого все мы дружно посмеялись; так пусть же они теперь горько поплачут над нашим «Краем».


Все новости