В рамках своих скромных задач эта псевдодокументальная юмореска работает на ура. Особенно в первой половине фильма, в которой пастор-шарлатан исповедуется перед съемочной группой. Собственно, своим последним сеансом экзорцизма преподобный Коттон решает здесь обнажить некоторые механизмы сакрального обряда, коим он долгое время зарабатывал себе на жизнь — и это в фильме воистину феерическое шоу. Так из предусмотрительно запрятанных под кровать клиентки динамиков горланит демонический гогот; из работающего на батарейках распятия в нужный момент выпускаются загадочные струйки дыма, ведро с водой, куда одержимая бесом опускает в кульминационный момент свои ноги, эффектно «закипает» с помощью одного нехитрого химического фокуса.
Особенно радует, что все вышеперечисленные уловки предваряются весьма едкими комментариями священника, после которых и не разберешь, в какую сторону в конечном результате вырулит «Последнее изгнание дьявола». Между тем, после получасовой пропаганды либерального атеизма немецкий режиссер Даниель Штамм решает вдруг попробовать на вкус популистскую набожность. И нагло обманутая девушка, в теле которой и вправду поселилось нечто страшное, берет темной ночью в руки видеокамеру и бредет с ней в сторону амбара. О том, что она там будет вытворять, наверное, будет логичнее умолчать, но скажем так: Уильям Фридкин одобрил бы.
Одобрит ли подобное зритель? Скорее всего, да. В сущности, будучи коротенькой оккультной чепухой, этот спродюсированный Илаем Ротом ужастик выгодно отличается от прочих якобы страшных мокьюментари очевидным профессионализмом постановщиков: смонтирована картина ловко и умело, главная актриса мастерски владеет своим непослушным по сценарию телом, да и наличие какого-никакого сценария не может не радовать. Пожалуй, единственная проблема этого релиза заключается в том, что подобным сегодня уже никого не испугаешь. К лихорадочной ручной камере все уже давно привыкли, а корчащимися в энергичных конвульсиях барышнями мы приелись еще в 90-х.
Кстати, опять-таки о Фридкине, раз уж на то пошло. Чуть ли не ежегодно популярные газетные издания верстают топы самых жутких хорроров за историю кинематографа. Устаревший (посмотрим правде в глаза) «Экзорцист», который нынче производит на зрителя весьма унылое впечатление, почему-то всегда оказывается на самой верхушке. Зато все умалчивают о гениальном немецком «Реквиеме» — фильме мощном, по-настоящему жутком и буквально душераздирающем. Странно только, что режиссер Штамм его не видел. Голливуду, гонящемуся сегодня за реализмом, еще одно переосмысление той истории сильно бы пригодилось — все-таки в реальной жизни фанатичных святош, готовых залечить до смерти, куда больше, чем девиц с проворачивающимися на 180 градусов головами.