Рецензия на «Мать»

filmz

«Тайное сияние»

Южнокорейского режиссера Чжун Хо Пона многие у нас знают по сегменту из киноальманаха «Токио!», а также благодаря первостатейному сатирическому хоррору «Хозяин», в котором исполинских размеров каракатица-мутантша терроризировала жителей Сеула своим непомерным аппетитом (в нашем прокате картина фигурировала под пошлейшим в своей неадекватности названием «Вторжение динозавра»). Психологическая драма «Мать» вновь эффектно рассказывает о чудовищах, но на этот раз уже о тех, что порождает глубокий сон разума.

Завязка в фильме вполне себе дэвидлинчевская: маленький провинциальный городок, который уже много лет, как благополучно забыл о местных криминальных сводках, потрясает вдруг страшная трагедия. Ранним утром обнаруживают жестоко убитую девочку, висящую вниз головой на крыше одного из домов, расположенного на центральной площади. Главным подозреваемым тут же становится местный дурачок, который, конечно же, ничего не помнит, ввиду своего клинического диагноза, предательски усиленного вечерним вояжем по злачным барам. Само собой, в его невиновность верит лишь один человек — родная мать, чье сердце обливается закипающей в жилах кровью. Не в силах согласиться с Фемидой, пожилая женщина мгновенно собирается с духом и, несмотря на уже закрытое дело, решает самостоятельно провести расследование.

В этот же день городок укутывает плотная пелена из дождевых облаков. Небо рыдает навзрыд, очень точно иллюстрируя чувства матери, стремительно теряющей не только своего сына, но и контроль над самой собой. Пока она ищет истинного убийцу, стройный, как осиные талии азиатских школьниц, детектив плавно перетекает в мощнейшую драму о первородных животных инстинктах. Под финал тайное становится явным, тучи рассеиваются, а издевательское сияние, перекочевавшее из другого выдающегося корейского фильма, озаряет морщинистые руки женщины, чьи пальцы нервно теребят пыльную шкатулку с акупунктурными иглами.

Наверное, стоит уточнить, что по сюжету главная героиня практикует народное целительство, искренне веря в наличие точки на внутренней стороне бедра, куда можно уколоть, чтобы «сердце раскрылось». Про столь чудодейственные свойства иглоукалывания трудно что-то сказать. Зато о режиссере Чжун Хо Поне, который, судя по совершенно душераздирающим ощущениям, прикладывает к груди зрителя как минимум дефибриллятор, можно говорить до бесконечности. Грандиозно работая с кадром, выстраивая сумасшедшие мизансцены, он ни разу не злоупотребляет восточной медитативностью, да и вообще нисколечко не корчит из себя дзенского наставника, чем промышлял прославленный мэтр поэтического садомазохизма Ким Ки-Док, олицетворявший долгое время в мире корейский кинематограф, имея при этом у себя на родине репутацию экспортного посмешища.

И очень жаль, что «Мать» сейчас застенчиво идет лишь в двух московских кинотеатрах, приманивая зрителя на сеанс пальмовыми веточками, изображенными на постерах к фильму. К несчастью, на этого самого зрителя каннские веточки зачастую действуют примерно так же, как ладан на чертей, поэтому в данном случае нельзя не добавить, что Чжун Хо Пон снял простое и прозрачное жанровое кино. Оно не сложнее схожей по тематике «Подмены»: изъясняются здесь на понятном человеческом языке, когда же персонажам становится нестерпимо больно, почти что кожей ощущается оголенный нерв и настоящие эмоции, не нуждающиеся ни в каком специальном словесном переводе.

Вдобавок ко всему прочему, «Мать» оказалась блестящим образцом экзистенциального неонуара. Лихо закрученное детективное расследование с каждой секундой изменяет сущность главной героини, впрочем, в отличие от вышеупомянутого фильма Иствуда, ее окончательная трансформация говорит куда более рациональные вещи. Материнский инстинкт — единственная сила, которая делает любую женщину неуязвимой, но нет на свете ничего разрушительнее, чем эта сила, являющаяся при ближайшем рассмотрении колоссальной слабостью.


Все новости