Если попытаться охарактеризовать «Пипец» одной фразой, то кино это, по сути, полнометражная экранизация последних тридцати секунд «Железного человека». Помните, когда Тони Старк такой выходит: «Я — Железный человек!», и все удивляются, аплодируют, кончили аплодировать. Разве ни этого момента мы ждем всякий раз, когда интересы персонажа и его костюмированного альтер-эго вступают в неприятный конфликт? И мало кто задумывается, что набившие оскомину реплики про силу, которая подразумевает ответственность, это не просто жанровые клише или пафос, а та горькая правда, которая подразумевается, но предпочитает оставаться за кадром. И что, если уж на то пошло, и супергероями в большинстве своем не рождаются, а становятся — вот «Пипец», он про то, какими средствами и чему вопреки.
В рецензии на сценарий мы уже препарировали сходства и различия первоисточника и адаптации, поэтому сейчас, позвольте, этого вопроса не касаться. Благо простора для восторгов достаточно, и, будем честны, для критики место есть. Впрочем, если за что и хочется пожурить картину, так это за старания локализаторов, наделивших ее неудобоваримыми именами. Проблему липсинга никто не отменяет, но с учетом робкого использования слова «Пипец» в кадре, забористый «Мордобой» все равно лег бы красивее. Но это — наша с вами проблема. Ну, накинем еще дремучесть некоего усредненного отечественного кинозрителя, для которого «Нас ограбил какой-то Супермен?! Да нет же, Бэтмен!» скорее дурацкое препирательство, чем повод для осознанного смеха, не говоря уже про словно невзначай бросаемые цитаты и расставленные совсем уж на периферии кадра визуальные шутки.
Зато в щедром остатке мы получаем разухабистое кино, кажущееся совершенно немыслимым при современном-то ханжестве (это когда и негра негром не назови, и мат забудь, и стволом в кадр не тычь). Такой положительный гик-оргазм, раз в кои-то веки не отворачивающийся от крови, дающий детям оружие и наносящий тяжкие телесные повреждения на зависть всему «Грайндхаусу». Естественно, выпускницам института благородных девиц лучше держаться от «Пипца» подальше, но с другой стороны, по наитию на фильм с таким названием зритель не пойдет — только с точным прицелом. Это, если угодно, «Супер-перцы» встречающиеся с Михаэлем Ханеке, и не сразу вот так вот скажешь, что превалирует — насилие или веселье. И хотя основная-то мысль картины как раз про суровое бремя ответственности, все равно почему-то хочется примерить трико и, хотя бы, в зеркало покрасоваться: «Это ты мне сказал?!» или «Посмотрим, чего вы стоите, козлятки!»