Рецензия на «Фобос: Клуб страха»

filmz

«Осторожно, двери закрываются»

«Это место проклято…» — тихо прошепчет в один из кульминационных моментов «Фобоса» артистка Агния Кузнецова. И ведь действительно, ну что еще остается говорить человеку, попавшему на съемочную площадку российского фильма ужасов? В принципе, этой фразой (по ходу дела складывается впечатление, что актриса произнесла ее между дублями и на полном серьезе) можно целиком и полностью охарактеризовать не только дебютную работу режиссера Олега Асадулина, но и все наши былые безуспешные попытки сделать полноценный жанровый проект.

Пожалуй, есть лишь одно рациональное объяснение череды неудач отечественных постановщиков — нынешнего зрителя, который пережил «Груз 200» и еще десяток схожих по духу фестивальных картин, уже ничем и никогда не проймешь. Подобное осознание моментально ставит молодых амбициозных авторов в тупик, сужает их небогатый инструментарий для запугивания ровно до той степени, когда кино сдувается до каких-то совсем уж невиданно скромных размеров, когда выходят не заявленные хорроры, а непреднамеренные хохмы, которые еще и отдают в каждом кадре ненужную дань почтения чужой киноклассике. При этом идеи-то у всех разные, а эффект практически один и тот же: то Роман Прыгунов трепетно объясняется в любви к Дарио Ардженто, то Павел Руминов дружески подмигивает азиатским кайданам, то Вадим Шмелев утробным голосом поет дифирамбы американскому слэшеру.

Выдающийся в своем идиотизме юмористический коллаж, посвященный неразборчивости среднестатистического посетителя кинотеатров

Теперь вот авторы фильма «Фобос», которые в своем желании позаимствовать одну-другую цитатку решили зайти еще дальше. Разумеется, не от некомпетентности или неумения, а в порядке вынужденного постмодернизма и сознательной издевки над жанром, они соорудили выдающийся в своем идиотизме юмористический коллаж, посвященный неразборчивости среднестатистического посетителя кинотеатров. И зрителя этого они не сильно любят, ну или считают его абсолютно неизлечимым шизофреником. Тебе вроде бы как все время намекают: «Ты — это то, что ты смотришь». Так что, если вы пошли на «Фобос» из любопытства, считай, что расписались в вышеупомянутом диагнозе. Вообще картина, будучи фильмом ужасов, больше всего напоминает комедийную франшизу «Очень страшное кино»: выполнена она с аналогичным презрением к деталям, сюжету и всякой правдоподобности. Единственное желание авторов-создателей заключается здесь в перманентном (причем, до самых титров непонятно, умышленном или нет) высмеивании различных клише из которых и состоит это кино.

Уже на первых минутах на главную героиню грохнется балка (под такой громкий-громкий демонический скрежет), потом типажная блондинка закричит, и камера чуть ли не залетит ей в рот, немногим позже в кадре ни с того, ни с сего возникнет феерический электрик (он, правда, сгинет в небытие со схожей внезапностью). Вместо штатного афроамериканца-юмориста здесь задействован гомерически смешной Петр Федоров, играющий несколько отмороженного гопника-ди-джея. Не менее традиционная роль «вещей прорицательницы-всезнайки» отдана Агнии Кузнецовой, которая на протяжении всего хронометража ходит с таким видом, будто бы не понимает, куда ее занесло. Как ни странно, она играет в фильме не просто скверно, а хуже всех. Хотя, что тут странного: пройти творческий путь от знаковой картины режиссера Балабанова до поколенческих манифестов Гай Германики, а потом вдруг рухнуть вот в такую беспросветную клоаку. Пользуясь случаем, желаем ей скорейшей психической реабилитации.

Примерно того же самого, наверное, можно пожелать и потенциальному зрителю этой очередной нестрашной пародии на фильмы ужасов.


Все новости