Рецензия на «Четвертый вид»

filmz

«Паранормальное явление»

Голливуд уже который год пытается убедить своих легковерных сограждан, что взаимодействие с внеземными формами жизни классифицируется по каким-то степеням. Если потенциальный зритель запамятовал, краткая справка: контактом первой степени близости называется наблюдение за неопознанным летающим объектом; вторая степень обуславливается непосредственным разговором с пришельцами через какой-нибудь электроутюг; о третьей мы все прекрасно знаем, благодаря известному фильму Стивена Спилберга. В свою очередь, о следующей разновидности — похищениях — нам любезно поведает картина с говорящим названием «Четвертый вид». Начинается кино в темно-синем лесу, где трепещут осины, а вместе с ними и хорошо знакомая всем девушка. «Меня зовут Милла Йовович», — вкрадчиво и с интонациями, присущими Анатолию Кашпировскому, произнесет она на камеру, — «Я актриса, которая будет играть доктора Эбигейл Тайлер. Этот фильм реконструирует события, случившиеся 1 октября 2000 года на Аляске в городе Ном. Для лучшего освещения событий в картину были включены реальные архивы. Верить в подобное или нет — решать вам».

Разумеется, никто в это не поверил. Фильм, задуманный как очередной псевдодокументальный лидер бокс-офиса, ввиду стечения самых разных несчастливых обстоятельств никаких немыслимых высот в прокате не взял. Американская критика жестко проехалась по «Четвертому виду», отметив про себя, что создатели этого ужастика врут с максимальной неправдоподобностью. Компания Universal откатила нескромные вознаграждения некой «Alaska Press Club», грозившейся затаскать студию по судам за столь злостный пасквиль. Интересно, как сложилась премьера этой картины в чудном городе Ном, жители которого, если от чего-то и страдают, так это от холода и беспробудного пьянства, впрочем, не в этом суть.

Тут, конечно, нужно сразу же сделать поправку на то, что жанр мокьюментари в последнее время деградировал до той степени, когда в угоду реализму снимают совсем уж беспросветную самодеятельность вроде недавнего «Паранормального явления». Также стоит учитывать, что картина человека с трудно выговариваемым именем Олатунде Осунсанми хотя бы производит впечатление, будто на этот раз за работу взялись люди, которые не только камеру стараются не уронить, но и профессией своей вполне сносно владеют.

Пока зрителю навешивают на уши килограммы лапши, перед глазами проносится ладно скроенный, пусть и по телевизионным меркам, художественный фильм. В нем есть связный сюжет, за которым довольно увлекательно следить, уверенные актерские работы, аутентичная стилизация под домашние съемки и невероятно гнетущая атмосфера. Иногда кадр пунктирно делится в полиэкран, где с одной стороны — фикция, а с другой — ее имитация. В кульминационный момент, когда жертвы вредных инопланетян нечеловеческим голосом принимаются истерично материться на языке древних шумеров, экран заливается белой рябью и помехами.

Понятно, что от всего этого может сделаться неуютно, как неуютно бывает, когда смотришь за завтраком телевизор, а там вдруг появляется Геннадий Петрович Малахов, зачитывающий свои утренние мантры. Обычно в таких случаях нужно дотянуться до пульта и переключить канал. С «Четвертым видом» немного сложнее: надо взять себя в руки, сказать про себя, что загадочная белая сова, которая в полчетвертого ночи околачивает форточки несчастных жителей Аляски, это прежде всего очень смешно. Главное, потом не вспоминать героев из телесериала «Твин Пикс», любивших поговаривать, что «совы — не то, чем они кажутся», поскольку после такой случайной мысли как-то совсем непроизвольно бредешь к окну, чтобы завесить шторы.


Все новости