Сюжет известной книги Льюиса Кэрролла никогда не поддавался внятному пересказу, и в подобном парадоксе нет ничего удивительного. После прочтения у каждого в голове моментально рождается своя персональная Страна чудес: дети видят затейливый сказочный мир, люди творческие — авангардный шедевр сюрреализма, любители поэкспериментировать над своим сознанием — удачные опыты писателя с галлюциногенными препаратами. Разумеется, больше всего повезло кинематографистам, для которых это культовое произведение стало не только источником вдохновения, но и самым настоящим магическим зеркалом, где автор может отразить себя родимого в полный рост. Зачастую в таких зеркалах одинаково грациозно смотрятся люди, гениальность которых граничит с безумством: недаром вспоминается радикальный чешский экспериментатор Ян Шванкмайер («Алиса») или тот же Терри Гиллиам («Страна приливов»). Когда же за дело берутся те, кто уже давно барахтаются в своем самодовлеющем эстетизме, выходит что-то наподобие нового фильма Тима Бертона.
Место маленькой фантазерки, блуждающей по своему несказанно богатому воображению, заняла долговязая австралийская актриса Мия Васиковска, которая путешествует по причудливому сознанию режиссера. И там, к сожалению, отнюдь не ранее упомянутое безумство, а самый обычный сумбур: замки срисованы с логотипа студии «Дисней», паноптикум из зазеркалья представлен выжившими из ума мятежниками. Алиса вдруг оказывается глуповатой феминисткой, подрывающей викторианские патриархальные нормы своим нежеланием носить чулки и корсеты, а Шляпник — скучнейшим Джонни Деппом, за дежурные кривлянья которого уже давно пора бить по рукам. Конечно, чтобы не свалиться под кресло от стыда, необходимо проникнуться хотя бы безусловной выразительностью каждого кадра. Воплощая в картине что-то очень красивое, очень эффектное и очень дурацкое одновременно, Бертон неожиданно обратился к законам, по которым строится искусный гламур в буквальном понимании этого слова. Оснастив его новомодным 3D, он получил картинку, балансирующую где-то между видеоклипами певицы Леди Гаги (на роль Белой королевы она бы вписалась, как влитая) и известной фотосессией авторства Энни Лейбовиц, где Алису изображала топ-модель Наталья Водянова.
И да, наблюдать за этим визуальным пиршеством — сплошное удовольствие, тем не менее, каждый раз, когда очаровательная Хелена Бонэм-Картер произносит свое коронное: «Голову с плеч!», ты подсознательно абстрагируешься от происходящего на экране, совсем непроизвольно закрываешь глаза, после чего перед тобой всплывает вот такая чудесатая картинка: эшафот и два палача, один — для режиссера Бертона, другой — для сценаристки Линды Вулвертон. Скорее всего, первого стоит помиловать, поскольку уподобившись змее, кусающей себя за собственный хвост, он и сам себя когда-нибудь окончательно сожрет. А вот вторую действительно необходимо жестоко казнить. Даже не за Бармаглота, которого облаченная в рыцарские доспехи Алиса, должна покарать Вострым мечом, и даже не за гусеницу, порхающую в эпилоге красивой бабочкой. А за невообразимо дикий финал, где кроткая героиня сновидческой фантасмагории перевоплощается ни с того ни с сего в авторитетную бизнес-вумен, рассуждающую вслух о необходимости взятия под контроль рыночного пространства Китая.