Рецензия на «Мне бы в небо»

filmz

«Небо. Самолет. Девушки»

Джордж Клуни играет в фильме юриста Райана Бинэма — эдакого карающего ангела-кадровика, который летает по американским городам, сокращая в разгар кризиса служащих других компаний. В свободное от столь жестокой работы время он проводит ночи с миловидной дамочкой, тоже не вылезающей из самолетов (чрезвычайно похорошевшая Вера Фармига). А также громогласно зачитывает менеджерам среднего звена душераздирающие лекции, пропагандирующие здоровый цинизм и жизненно необходимое каждому карьеристу одиночество. Так бы и провел Райана Бинэм в воздухе всю свою сознательную жизнь, накапливая излюбленные бонусные мили, но на его пути вдруг появляется молодая амбициозная выскочка, убедившая начальство в том, что проведение увольнений онлайн сократит расходы на дорогостоящие авиа-перелеты.

Режиссер Джейсон Рейтман давно уже стал таким долларом в человеческом обличии — он нравится буквально всем. Американские критики повсеместно поют ему дифирамбы, лестно сравнивая с Билли Уайлдером. Зрители на показах ежеминутно срываются в безудержные аплодисменты, а выходя из зала, незамедлительно берут билет на еще один просмотр. Более того, этой сентиментальной трагикомедии пророчат «Оскары» буквально по всем номинациям, которые фильм, скорее всего, и соберет. Что ж, получить свое персональное удовольствие от этого блестяще выполненного студийного заказа действительно несложно. Поначалу картина подкупает своей злободневностью: шутят здесь в основном по поводу безжалостного корпоративного прагматизма, впрочем, аккуратно проходятся и по главным героям, страдающим нездоровой фетишистской любовью к платежным карточкам. Потом картина начинает откровенно манипулировать как зрителями, так и своими персонажами.

Смелость и остроумие пролога быстро испаряется, что в принципе даже оправдано. Дело в том, что «Мне бы в небо» более всего напоминает действие, которое наступает после приема таблеточки эффективного антидепрессанта: в сон не клонит, но решительно отупляет, отчего на протяжении двухчасового хронометража чувствуешь себя воздушным шариком. Осознание того, что лента не только недостаточно забавна для комедии, но и слишком поверхностна для драмы о человеческих потерях, вызванных экономическим кризисом, совершенно излишнее. Это не главное, поскольку Рейтман наконец-таки переквалифицировался из никудышного режиссера в профессионального психоаналитика. Разумеется, сталкивая ромком с актуальнейшим социальным комментарием, он опять не пришел ни к чему, кроме их конфликта друг с другом: персонажей к обязательной переоценке ценностей приводит отнюдь не внутренняя логика, а морализм сценаристов.

Тем не менее, посткризисную Америку с ее психологически растоптанными и практически доведенными до суицида обитателями кто-то должен был утешить. И это сделал народный любимец Рейтман. Сделал так, как от него и требовалось: с имитированной под Майка Николса режиссурой, дурацким бренчанием традиционного инди-саундтрека и фальшивым нравоучительным финалом, в котором самоотверженно воспеты пресловутые для жанра семейные ценности. Кто-то спросит, а причем здесь «Оскар»? Да притом, все-таки хорошая эффективная психотерапия совершенно не обязана быть аналогично хорошим кино.


Все новости