Сказка про темноту

Рецензия на фильм «Сказка про темноту»

Сюжет: Ангелина живет в портовом городе на берегу моря. На южных улицах ночью мужчины и женщины заняты одной заботой: знакомиться, флиртовать, влюбляться. Геля же — милая, интеллигентная девушка — совершенно одинока. Она не обращала внимания на одиночество, питая сердце теплом от своей работы. Ангелина много общается с трудными детьми, и однажды маленький мальчик-подопечный простодушно рассказывает Геле, что она — одинокая старая дура. После этого героиня решительно пускается в поиски суженого, который, как она думает, кардинально изменит ее скучную и никчемную жизнь.

«Чувствительный милиционер»

Когда маленьким детям снятся страшные сны, они зовут на помощь своих родителей. Примерно также поступает и главная героиня картины — чувствительная милиционерша Ангелина. «Мама, папа, где вы?» — неловко промямлит девушка, перед тем как проснуться. Никто не ответит, зато последует пробуждающая монтажная склейка, отсылающая как зрителя, так и героиню в беспросветную реальность. Туда, где жухлая осень и холодный приморский ветер, продувающий безжизненные, узнаваемые постсоветские окрестности.

Такие ныне сказочки у российских режиссеров поколения «новой волны»: рассказчики завораживают слушателя интонацией — спокойной, размеренной, вкрадчивой даже, а трагикомические персонажи, в свою очередь, пытаются смириться со своим персональным адом, погрузившись в пучину бессмысленных вопросов, на которые так сложно найти ответы. Насущные проблемы озадаченной Гели озвучены напрямую лишь в ночном кошмаре: больше всего на свете ее интересует, сколько же еще будет длиться этот жутковатый бесконечный сон, в котором она стоит одна-одинешенька, не зная кому жаловаться, с кого спрашивать, куда бежать? Режиссер Николай Хомерики, как это принято, отвечает витиевато, причем тоже в вопросительной форме. А стоит ли просыпаться вообще, когда ты, будучи сухой развалиной, живешь в хмуром городе Владивостоке и носишь на плечах асексуальные милицейские погоны?

Конечно, «Сказку про темноту» в основном ругают и, в общем, понятно почему. Очень многое в фильме воспринимается как непростительная фальшь. На ленту совершенно невозможно смотреть с позиций бытового правдоподобия. Вычурность и неестественность обсценной лексики здесь режет слух, как и в вырыпаевской «Эйфории»; младший лейтенант с периферии, наделенный глазами, мимикой, походкой и интонациями Алисы Хазановой — образ действительно инородный и дурацкий. Ну, хотя бы потому, что выглядит еще куда более абсурдным, нежели следователь Фаина в литвиновской «Богине». Однако все проблемы восприятия в фильме только оттого, что Хомерики не трогает тематика, так старательно поднимаемая маститым сценаристом Родионовым. Все-таки, «Сказка про темноту» не является достоверной обличительной зарисовкой на актуальную тему отложенного апокалипсиса, в котором пребывает российская глубинка. Именно поэтому всю грязь и безысходность оператор Алишер Хамидходжаев фиксирует на пленку с присущей ему божественной отстраненностью.

Здесь важно помнить лишь об одном: Николай Хомерики — режиссер несколько иной творческой школы: он, потрудившись ассистентом знаменитого французского режиссера-шестидесятника Филиппа Гарреля, став в определенный момент любимчиком Каннского фестиваля, снимает кино, которое легко можно конвертировать на европейский рынок. Он всеми силами пытается абстрагироваться от социального, предлагая взамен чувственную элегию, фривольное сочинение на тему «одинокая женщина желает познакомиться». Темнота в этой сказке воцаряется к финалу не столь из-за провинциального места действия, сколь из-за того, что эта одинокая женщина не в силах познакомиться с собой. Размышления эти интересны, в какой-то мере даже выдающиеся, учитывая, что в России мало кто умеет снимать кино так, как это делает Хомерики. Впрочем, фильм этот все равно обречен стать незамеченным и недооцененным. Не потому, что плохой, отнюдь нет. Просто отечественному зрителю по-хорошему наплевать на всю эту кинематографическую культуру.

Комментарии

Правила хорошего комментатора

Нужно: Главное слово хорошего комментатора — «аргументация». Filmz.ru — авторский ресурс, и согласиться с мнением НК-редакции можно коротким «да», но спорить нужно, объясняя, почему так, а не этак. Не бойтесь дебатов — в споре рождается истина.

Нельзя: Остальные условия легко выполнимы: не используйте мат (в том числе з*пиканный звездочками) и экспрессивные выражения, не переходите на личности и темы, не касающиеся кинематографа, не злоупотребляйте односложными репликами («фильм — супер!») и избегайте спойлеров (раскрытия ключевых сюжетных поворотов фильма). Запрещено использование CAPS LOCK и trasliteracii. Комментарий должен быть самодостаточным и не должен требовать от пользователя перехода на другой сайт для ознакомления с мнением автора в его личном дневнике. Для личной переписки используйте личные сообщения в кабинете пользователя (меню в верхнем правом углу сайта).

За что? Ваш комментарий будет удален, если вы безграмотны, пишете не по-русски, вечно высказываете недовольство всем и вся или используете падонкафский сленг. Для ответа на комментарий нужно нажать кнопку «ответить» под заинтересовавшей вас репликой, а чтобы начать новую ветку обсуждений нажимайте «добавить комментарий». Все новые НК-читатели проходят премодерацию комментариев, которая снимается после 20-30 адекватных реплик. Публикация ссылок на скачивание фильмов карается пожизненным баном без права реабилитации.

популярные видео

по просмотрам
* просмотры за прошедшую неделю

по комментариям

* за прошедший месяц

популярные фильмы

по просмотрам
* страницы фильма за прошедшие сутки
по отзывам
    № п/п | название фильма | кол-во комментариев
* за прошедший месяц

Filmz.ru / настоящее кино / все рубрики

Пожалуйста, авторизуйтесь.

Выполнение данного действия требует авторизации на сайте.

   Регистрация | Забыли пароль?

×