«Другой мир»
Четырнадцать лет назад нарисовавший в своем воображении ядовитую Пандору и ее голубокожих обитателей, Джеймс Кэмерон не верил в возможность воплощения фантазии в целлулоиде. Ведь от спецэффектных мастерских требовалось не просто оживить новый мир, а заставить зрителя без оглядки поверить в его реальность. Четырнадцать лет Кэмерон оттачивал технологию, которая позволит переместить аудиторию в место, в подобном которому она никогда не бывала. И сегодня режиссер провел ознакомительную экскурсию по прекрасной и смертельно опасной планете.
Джейк Салли, прикованный к инвалидной коляске ветеран, прибывает во Врата Ада — форпост человечества в ощерившемся мире. Здесь нет места иллюзиям и боевой романтике, уцелеет лишь тот, кто четко следует инструкциям и приказам. Соединившись со своим аватаром, искусственно выращенном гибридом из клеток местной гуманоидной расы На’Ви и человеческого ДНК, Джейк отправляется в первую экспедицию. Вылазка прерывается столкновением с главным хищником леса, огромным танатором, и стаей вайпервульфов. Спасенный аборигенкой Нейтири, Джейк попадает в деревню На’Ви, где начинает понимать чужую культуру и следовать инопланетным ритуалам.
Если свое представление об «Аватаре» вы строите исключительно на тизере — забудьте, словно вы не видели ничего. Вы действительно ничего не видели, потому что созданный специально для этого разработанной 3D-технологией фильм отличается от своего сетевого представителя так же, как статичные кадры от живого действия.
Аватары и На’Ви, грешившие в ролике изящной мультипликационностью, тут выглядят абсолютно живыми. Будто Кэмерон действительно побывал на Пандоре и захватил с собой пару голубокожих исполинов — невероятно естественные, и ни малейшим жестом не выдающие своей цифровой природы, они существуют в кадре так же органично, как вымершие обитатели «Парка Юрского периода». Пока отец мокапа Роберт Земекис изо всех сил бьется над реалистичностью потоков битов и байтов, когда-то бывших Джимом Кэрри, Кэмерон вдохнул в пандорианцев душу, подарив нам это удивительное чувство единения с невозможным. Зритель словно превращается в того обезумевшего от счастья спилберговского палеонтолога, столкнувшегося с настоящим динозавром — успеваешь только сглатывать восторги и фиксировать основное: «Боже, до чего огромный!», «Да у него хвост!», «Они потрясающе похожи!».
Фотореалистичность, кстати, действительно на высоте. Все, как и было обещано: аватары похожи на своих носителей, повторяют их мимику и черты лица и в самом деле неуловимо отличаются от самих На’Ви. Даже если бы Джейку Салли весь фильм пришлось провести в чужом теле (но мы-то знаем, что это не так), даже мимолетного взгляда на экран хватило бы, чтобы отмести сомнения — это Сэм Уортингтон, а не комплект дорогостоящих полигонов.
Впрочем, главное, чего все ждали от пятнадцатиминутного отрывка, это та самая пресловутая трехмерность, что обещала посрамить все сделанное прежде. И нужно заметить, что местный 3D выгодно отличается от скучных субботних аттракционов Дисней. Глупо объяснять это на пальцах, но если традиционная техника объемных фильмов в лучшем случае подчеркивает героя, уводя окружение на второй план (а в худшем — ярмарочно используется в нарочито добавленных сценах взаимодействия с залом), то 3D Кэмерона превращает «Аватар» в дорогостоящий спектакль, разыгрываемый у вас перед носом. Камера следует за персонажами в традициях «Ультиматума Борна» или «Района №9», брезгуя общими планами ради присутствия в эпицентре экшна, и при этом дарит полное ощущение того, что не Сэм Уортингтон, а ты сам в паре с Джейком Салли удираешь от инопланетных хищников или ассистируешь ему в седлании пестрых икранов. Действие не выпирает в зрительный зал, а проваливается внутрь экрана, по-настоящему стирая пресловутую сценическую четвертую стену и не прибегая к дешевым бу-трюкам.
Пятнадцать минут пролетают за две, и после включения света отчаянно не хочется верить, что ты снова здесь — в скучной реальности, вернувшийся со сказочной Пандоры.