«Жизнь в розовом цвете»
Впечатлительная заокеанская пресса сравнивает «Бруно» с последней режиссерской работой Гаса Ван Сэнта. Разумеется, тут же уточняя: «Да, это почти что «Харви Милк», только с говорящим пенисом и наглядной демонстрацией косметологии ануса». Американские кинокритики здесь несколько лукавят: как оказалось, похождения клинически неуемной «пидовки», которая стремится стать «самым известным австрийцем после Гитлера», — ну совсем не про трудовые будни сексуальных меньшинств. Так что, как гомосексуалам, так и их «обратителям» можно спать спокойно: пикетировать кинотеатры не уместно хотя бы потому, что фильм в большей степени об окружающих, нежели об ориентации главного героя. Разумеется, несмотря на социальную подоплеку, в «Бруно» образ инфантильной «блондинки» в мужском обличии, эдакой святой наивности отлажен до совершенства; над ним грешно не посмеяться в полный голос, будучи узнаваемо пародийным, он действительно попадает в самую точку. При этом Саша Бэйрон Коэн настолько убедителен в собственном бесстыдстве, что большая часть зрительской аудитории, как правило, выбегает из зала задолго до финальных титров.
На протяжении коротенького хронометража этого изобретательного сатирического мокьюментари смех, отвращение и прочие первичные реакции сливаются в единое ощущение ни с чем несравнимого стыда. Все-таки комического персонажа здесь запускают буквально в аквариум с акулами — в современное общество, отчего и не совсем понятно, кому должно быть более стыдно. Зрителю? Эпатажному выпускнику Кембриджа, умело провоцирующего публику своими ректальными шуточками? Или может популярной певице Поле Абдул, которая рассуждает в одном из эпизодов фильма о благотворительности и гуманизме, восседая при этом на спине мексиканского гастарбайтера, работающего «живым стулом»? Наверное, единственное, что может действительно подпортить впечатление от картины — это оправдывающийся сценарист церемонии MTV, который зачем-то раструбил всему свету о постановочности печально известного падения голой задницы Бруно на голову рэпера Эминема.
Вследствие подобных признательных откровений, приходится усиленно концентрировать свое внимание, дабы уличить, где именно тебя дурят. А таких моментов действительно немало: когда Коэн в диалоге с предводителем палестинских террористов называет Усаму Бин Ладена бомжом; когда мамочка, приведшая на кастинг свое дитятко, соглашается сделать ребенку липосакцию. И многое другое. Все то, что слишком остроумно и смешно, чтобы быть обличительной правдой.
Вообще пока еще рано судить о том, как у нас сложится прокатная судьба заведомо скандального «Бруно». Тем не менее, памятуя «Блондинку в шоколаде», немножечко жалеешь о том, что к адаптации картины так и не привлекли здешний говорящий бомонд. На сборах бы это отразилось. Да и ничем не хуже Саша Бэйрон Коэн очередной бахвальной курицы из телевизионной рекламы. Той самой курицы, которую озвучила «народная звезда» — цирюльник всея Руси, пребывающий в извечном шоке. Впрочем, и без такого потенциально аутентичного дубляжа реакция на просмотр «Бруно» многими характеризуется как «полный фэшн».
На Украине, к примеру, фильм уже запретили к показу. Причем тамошнее министерство культуры обусловило это тем, что в комедии присутствуют «сцены гомосексуального характера, которые содержат извращения». Безусловно, позиция их ясна, но здесь же возникает закономерный вопрос, почему в столь консервативной стране годом раньше главным событием местного проката стала скверная малохудожественная лесбийская мелодрама «Сафо»? Как ни странно, ответ найдется в универсальной пелевинской прозе: «единственная перспектива у продвинутого парня в этой стране — работать клоуном у пид****ов; как альтернатива — пид****ом у клоунов». Непонятно, чего ожидать от других стран со своими клоунами, от которых за километр разит «высокими нравами» и аналогично «высокой культурой». Остается лишь сказать, что лицемерию подобных индивидов и посвящен этот обманчиво глуповатый фильм.