«Очень страшное кино»
Не секрет, что голливудские юмористы питают нежнейшие чувства к гротескным пародиям: особенно достается ужастикам, чьи производственные клише ежегодно возрождают к жизни один популярный многосерийный опус. Появление в американском прокате «Типа крутого охранника» ознаменовывает рождение альтернативного поджанра — «типа хоррора», тщательно замаскированного под «типа комедию». Симбиоз вышел патологически несмешным, но действительно пугающим. Смеяться над злоключениями самодовольного агрессивного быдла, мечтающего о полицейской карьере, в свете последних событий грешно даже подросткам. Сет Роген в полицейской фуражке реально похож на печально известного майора Евсюкова, сюжетная линия с его матерью-алкоголичкой невольно рождает ассоциации с жужжанием трупных мух из «Груза-200».
На деле внутренние коллизии вокруг истории нескольких дней из жизни супермаркета выглядят так, будто зомби из «Рассвета мертвецов» приглушили свой порочный аппетит, социализировались и устроились в то самое место, куда больше всего стремились. Джоди Хилл, похоже, намеренно выбрал основной территорией для глумления американский торговый центр — святую обитель тамошнего общества потребления. Единственным психически здоровым персонажем в молле является миловидная буфетчица из корпоративного общепита. Впрочем, и та с патологией: авторы символично заковывают ее ногу в тяжелую гипсовую повязку, дабы не рыпалась и вела себя, как подобает любой жертве непреодолимых обстоятельств. А вот все другие — действительно ад. Ожившие архетипы, представляющие собой целый социальный срез: туповатая блондинка из косметического отдела, вероятно, олицетворяет всех блудливых птушниц разом; охранник, страдающий маниакально-депрессивным психозом — твердолобых гопников и их извечные «понятия»; набриолиненный истеричный индус — пуганных гастарбайтеров.
Образную цепочку из череды неприятных лиц и прочих частей тела завершают сморщенные гениталии жирного эксгибициониста — по авторскому замыслу, апофеоз местного безумия и символическая язва на теле прогнивающего общества. Главный герой стремится эту язву выдавить, зритель — с отвращением терпит происходящее, прекрасно понимая, какой субстанцией будет в итоге обрызган. По мере просмотра не единожды вспоминается, как к подобной тематической вакханалии однажды приобщился режиссер Терри Цвигофф, отснявший достаточно спорного «Плохого Санту». У него в фильме было ровно столько же пошлятины вперемешку с язвительной желчью, однако мудрый мизантроп все же избежал тех острых углов и непроходимых дебрей, куда осмелился забраться Джоди Хилл.
«Типа крутой охранник», несмотря на смелый концепт, смотрится действительно как бесстыдное непотребство. Анна Фэрис здесь корчит забавные гримасы под воздействием коктейля из текиллы и кетамина, а Сет Роген морщит лоб и толкает монологи в стиле «твердость — не тупость», дабы чуть позже продемонстрировать умение весело ломать доски для скейтборда об головы детей. Причем назвать фильм тупым вот никак нельзя. Неприятным, нечеловеческим, утомляющим и на редкость злым — да, но не тупым. У Хилла специфика юмора строится как раз таки на том, чтобы было смешно местами, но исключительно на нервнопаралитическом уровне. Сначала хихикнул, затем ужаснулся сам над собой. Ну и над авторами, которые прежде чем показать зрителю пресловутые гениталии, вооружают охранника-дебила табельным пистолетом. Наверное, эту картину можно использовать даже в профилактических целях. Как лакмусовую бумажку: отслеживать в кинотеатрах кого действо напугало, а кого рассмешило. Последних принудительно заносить в группу риска, проверяя на выходе из кинотеатра на наличие оружия. Мечты, знаете ли, у всех разные. Одни грезят провокационными пробежками в чем мать родила, другие хотят стать копами, а третьим достаточно просто пострелять. Неважно в кого.