«Через тернии к звездам»
Нужно быть отчаянно дерзким сукиным сыном, чтобы взяться за перезагрузку (что практически равносильно ремейкизированию) легенды с сорокалетним стажем, замахнувшись на десяток полнометражных фильмов, пять телесериалов и целый поп-культурный пласт. Дело тут даже не в грандиозном фэндоме, болезненно реагирующем на любые манипуляции с фетишем, сколько в кажущейся невыполнимой миссии кардинально освежить ветхую франшизу, сохранив ее дух. И нужно оказаться чертовски талантливым и удачливым, чтобы к финальным титрам носить тебя на руках хотели как «трекки», так и новообращенные. Такая задача по зубам всего двум специалистам на весь Голливуд, и если первый давно завязал с сиквелами, сосредоточившись на собственной технологической революции, то второй оказался идеальным кандидатом.
Перед Джей Джей Абрамсом стояла единственная цель — сделать одновременно старомодный и современный фильм, с одной стороны вместив в 126 минут хронометража то, что по-английски емко называется origin, а с другой — сохранить верность четырем десяткам лет существования цикла.
Оказалось, что это не так уж и сложно. Во всяком случае, с технической точки зрения. Пока прочие ребуты держат курс на реалистичность, Абрамс воскресил космооперу со всей ее классической атрибутикой — наивной романтикой приключений, высокими идеалами, вселенскими масштабами и мириадами переливающихся кнопочек на капитанском мостике — с помощью самого передового инструментария. Камера нервно дышит в экшн-сценах, передавая динамику схваток, и «нечаянно» бликует на общих планах, создавая невероятное ощущение хроникальной достоверности (если не эффект присутствия), а космические эпизоды до того грандиозны, что глянцевые катастрофы иных конкурентов вызывают улыбку сочувствия. Даже скоротечное столкновение с инопланетными хищниками, являясь, по сути, проходной сценой, вгоняет в восторженную дрожь.
Впрочем, любая по-настоящему хорошая история всегда держится на персонажах, у Джей Джея традиционно укладывающихся в классические архетипы, но от того не прекращающих вызывать сопереживание. Секрет – в умении мгновенно сроднить зрителя с героем, уложившись в минимум слов. Две-три фразы, одна пьяная драка, и будущего капитана Кирка — такую диковинную смесь из насквозь положительного Люка Скайуокера и бунтарствующего Хана Соло — мы узнаем лучше, чем означенных товарищей за сорок минут «Новой надежды». В результате восемь самодостаточных персонажей на экране на любой вкус, цвет и жизненное кредо. И особенно удивительно, что раз в кои-то веки «наши» ничуть не уступают антагонистам, обычно получающимся харизматичнее сил добра.
Главной на фоне всего этого опасностью был шанс получить вещь в себе, не воспринимающуюся без досконального знания стартрековской мифологемы. Но Абрамс ловко обошел этот подводный камень, сделав и ремейк, и предысторию сразу, и оправдав первооткрывательскую позицию ленты перед легионом болельщиков классического «Звездного пути». Ворох цитат при этом превратился в приятный для «трекки» и познавательный для остальных экскурс по вселенной франшизы, где даже такие макабрические для непосвященных понятия, как «тест Кобаяши Мару», оказываются не сложнее умножения два на два.
Свежее топливо, впрыснутое в баки «Энтерпрайза», дает фору в несколько световых лет любой космической саге, а участие Джей Джей Абрамса автоматически определяет досуг на ближайшие выходные. Единственное оправдание, из-за которого вы можете пропустить фильм — это лютая ненависть к фантастике во всех ее проявлениях — но в таком случае нам с вами не по пути. Всем остальным просьба пристегнуть ремни: входим в варп!