Рецензия на фильм «Пока ее не было»

«Кошмар перед Рождеством»

Картина неожиданно злющей дебютантки Сьюзан Монтфорд слабо поддается жанровой классификации. Позиционируется она как олдскульный триллер, начинается — как мелодрама с неизменным крушением любви о быт, смотрится же — как черная комедия, замешанная на весьма агрессивном феминизме. Завязкой сюжета служит достаточно унылый пролог, в котором на затюканной героине Безингер срывается деспотичного вида муженек. Претерпев побои и гневные реплики в свой адрес, отчаянная домохозяйка отправляется в местный супермаркет, где в результате оказывается не только свидетелем случайного убийства, но и потенциальной жертвой интернациональной группировки, состоящей из трех малолетних приверженцев гоп-культуры и одного философствующего психопата. Буйные детки загоняют ее в лес, где годящаяся в мамы жертва будет прятаться, предусмотрительно вооружившись красным переносным ящичком.

В ящичке этом далеко не женский инструментарий: гаечный ключ, отвертки и домкрат. Соответственно, «Пока ее не было» — весьма подробная инструкция использования всех перечисленных предметов не по назначению. Картина, кстати, будучи экранизацией анекдота про блондинку, действительно страшная, однако пресловутое страшное здесь не имеет ничего общего с формальными ужасами. Разыгрываемый сценарий абсурден и вторичен даже по меркам жанрового кино, поэтому следить за ним проще, абстрагировавшись от должных привязок к реализму. Необходимо глубоко вздохнуть, сосредоточиться и представить, что наблюдаешь не за страшилкой вовсе, а за какой-нибудь просветительской передачей из цикла «В мире животных». Режиссер, похоже, специально поделила картину на два гендерных противостояния: миловидную жертву обстоятельств и подонков, являющихся таковыми не по причине юного возраста, национальной принадлежности или музыкальных пристрастий. А только потому, что им повезло родиться особями мужского пола.

Все практически как в жизни, хоть и насекомых: природа берет верх. Защищаясь, умная самка будет проворно прятаться, призывать вожака стаи к немедленному совокуплению, если повезет — методично проворачивать отвертки в горле нерадивых самцов, если нет — тихонечко отсиживаться в кустах. Рассматривая фильм с этой точки зрения, постепенно осознаешь осмысленность каждого действия. Становится совершенно неважным тот факт, что огромный лес представлен в картине подобием закольцованной тропы. Оцениваешь наконец-то и чувство юмора авторов сценария, побудивших банду дегенератов выискивать жертву по запаху брэндовых духов. В какой-то мере восхищаешься и смелостью актрисы Безингер, с успехом демонстрирующей зрителю комичное перерождение депрессирующей соплячки в амазонку. Вдобавок, понимаешь, что же все-таки хотела сказать режиссер, ежеминутно срываясь в эту топорную символику.

К несчастью, единственный фильм с которым можно сравнить творчество Сьюзан Монтфорд так и не дошел до российского проката. Лента называется «Зубы», режиссер — Митчел Лихтенштейн, две премии в Сандэнсе и аналогичное недоумение от просмотра. Собственно, в нем за основу сюжета был взят миф о vagina dentala, что в принципе еще более неприлично, чем финальные сцены трогательного рождественского песнопения в «Пока ее не было». Так вот, в причинном месте у добропорядочной школьницы были действительно зубы, которые в один прекрасный момент дали о себе знать, откусив пальцы гинекологу. Это все к тому, что проявления воинствующего феминизма в кино бывают разными. И не только у Монтфорд они смотрятся как самая настоящая кинематографическая желчь, сгусток личных обид, спроецированных в формат клишированного триллера. Проблема лишь в том, что заявленный жанр у фильмов сугубо мальчиковый — хоррор. И внедрение в них подобной идеологии — женский шовинизм, граничащий с какой-то совершенно экстремальной глупостью. Конечно, обижаться в данном случае на создателей не стоит. Хотя, вот лучше бы их действительно не было.


Все новости