Рецензия на мультфильм «Коралина в Cтране Кошмаров»

«Другой мир»

«Все чудесатее и чудесатее» — эта бессмертная фраза, постоянно витающая в мыслях по мере просмотра «Коралины», рискует задержаться в головах у зрителя очень надолго. Бытует мнение, что английский писатель Льюис Кэрролл страдал от очень сильных мигреней. Чтобы облегчить боль он принимал опиум, который посодействовал автору в сюрреалистических кошмарах, соткавшихся в «Алису из страны чудес». Что побудило Нила Геймана на написание «Коралины» — вопрос несложный. Из его биографии следует, что причина появления книги – не наркотики, а всего лишь пятилетняя дочь. Интересно, конечно, за какую провинность девочка заслужила эту макабрическую сказку. Хотя, разумеется, Гейман и не задумывал свое литературное творение своеобразным наказанием. По его мнению «дети читают эту книгу как приключение, и только взрослым после нее снятся кошмары». Рискнуть ради того, чтобы проверить реакцию и «цветов жизни», и себя одновременно можно в кинотеатрах, где культовый режиссер и мультипликатор Генри Селик представляет свое собственное видение хулиганской и чудаковатой «Страны кошмаров».

Кстати, в свое время «Коралину» охарактеризовали откровенно дурацкой, но очень точной формулировкой «Льюис Кэролл встречает Стивена Кинга». Экранизировать столь спорный творческий симбиоз из несовместимостей смог бы лишь тот человек, который в силах прочувствовать зыбкую грань между недозволенными фантазиями и традиционной сказкой. К счастью, Селик, поднаторевший как в кладбищенском юморе, так и в детской анимации оказался тем самым автором, сумевшим нащупать золотую середину. Сосредоточившись на долгой и кропотливой работе (съемки продолжались 18 месяцев), он умудрился породить безупречную и удивительно сбалансированную работу. Картинка здесь не живет отдельно от сюжета, а 3D не является самоцелью. В то время как кудесники из DreamWorks потчуют детей и взрослых вкусным и питательным, но фастфудом, Селик рискнул выдать на суд зрителя многослойное произведение искусства — изящную и, безусловно, перфекционистскую притчу о фальши и настоящем, истина в которой достигается посредством падения в ту самую «кроличью нору».

По ощущениям мультфильм походит не на Тима Бертона даже, сколь на поздние работы Хаяо Миядзаки: все мысли сказочно просты, но в то же время совершенно бескомпромиссны в своей идейности. Местами очень смешно, местами — не на шутку жутковато. Что ж, какая-нибудь «Красная Шапочка» тоже была весьма кровава, и даже в «Золушке» не обошлось без жестоких подробностей (мачехиным дочкам, когда они примеряли туфельку, пришлось отрезать себе пальцы на ногах). Будет в сказке и говорящий кот — не чеширский, но тоже мудрый. Будет и маленькая девочка, аналогично попадающая в другой мир, в котором трава зеленее, соседи приятнее, да и родители правильнее с точки зрения нормального детского восприятия. Вместо глаз у обитателей другого мира пуговицы, вместо улыбок — подозрительный оскал. Разумеется, сказочность окажется искаженной проекцией реальности, где многочисленные фантомы примеряют благочестивые маски с одной лишь целью: запутать, а потом растворить в собственном одиночестве. Мудрено, конечно, но все как в жизни, которая иногда так и норовит при любом удобном случае представиться мрачной сказкой авторства братьев Гримм.

Как ни странно, «Коралина» вышла не только захватывающей, интересной или страшной, но и трогательной, чего добиться режиссеру-аниматору значительно сложней. Взрослые буквально млеют при просмотре от каждого кадра. Как-никак, любая проработанная Селиком деталька живет своей собственной жизнью. Дети дошкольного возраста временами опасливо жмурятся и причитают что-то вроде: «Мама, мне страшно». Впрочем, на предложение покинуть зал - отнекиваются, набираются храбрости и продолжают следить за похождениями забавной синеволосой девчушки. Вскоре, у расходящейся из кинотеатров толпы в глазах можно прочитать грусть и неподдельное разочарование. Не от мультика, конечно, отнюдь. Подобную реакцию проще всего пояснить цитатой опять-таки из Кэролла: «Алиса успела привыкнуть к тому, что вокруг происходит одно только удивительное, и ей показалось скучно и глупо, что жизнь опять пошла по-обычному».


Все новости