Рецензия на фильм «Обещать — не значит жениться»

«Невесты и предрассудки»

Бесчисленное множество пересекающихся сюжетных линий, внушительный список разнокалиберных звезд, ироническое повествование, бережно озвученные житейские советы, а также марш Мендельсона к умильному финалу. В лучшем случае подобная солянка из праздных клише порождает нечто трогательное, классическое и необременительное — «Реальную любовь», к примеру. Если же с искренностью и эмоциями туговато, выходит что-то вроде «Обещать — не значит жениться» — комедии сугубо реалистической и скромно-бытовой, где вместо смеха лишь горькие слезы и назидательная дележка опытом по поводу семейной конфликтологии. Продюсером сего действа выступила Дрю Бэрримор. Простенько, но со вкусом она еще и воплощает одиночество, затерянное на просторах интернет-сайтов. Конечно, всегда любопытно наблюдать за результатами творчества талантливых людей, но вот получившееся творение — случай особый. В принципе, все более-менее проясняется лишь тогда, когда узнаешь, что фильм поставлен по книге любовных советов от двух авторов «Секса в большом городе».

Ребята действительно набили руку в остроумии и энциклопедической точности на тему людских повадок. Теперь они спокойно и честно отрабатывают приобретенные навыки, и в результате преподносят симбиоз социально-контрастной тупости с экспрессивной инфантильностью. Получается лишь эпизодически: местами действительно очень смешно, временами — стараниями авторов образуется невозможная тягомотина с провисами в сценарии и отсутствием всякого рода динамики, несмотря на дюжину главных героев. Основная проблема картины, пресекающая на корню все благие побуждения создателей, — это подход к заявленной тематике. Человеческие особи для именитых сценаристов — те же животные, а все персонажи — эдакие «франкенштейны»; предметы изучения, которые к тому же крайне предсказуемы в своих поступках, шаблонны в хорошо прописанных характерах и неинтересны в ситуациях с поставленными выводами.

Создатели как-то совершенно бессознательно вспоминают всевозможные архетипы, вот и получается, что вместо откровений в «Обещать — не значит жениться» сплошные «народные мудрости». Мужики — как и положено, самовлюбленные «козлы», сидящие с кружкой пива напротив телевизора, где транслируются футбольные матчи. Бабы — извечно подозревающие своих возлюбленных во всех смертных грехах и просто-напросто нудящие «дуры», которые ввиду гендерных особенностей ломают свои любовные отношения по причине непреодолимого желания их сохранить. Страшно сказать, но по-своему лента справляется с поставленными задачами, но назвать ее реально хорошей отчего-то можно лишь с приставкой «для пресловутых дурочек». Не очень ведь приятно, когда зрителю грозным речитативом зачитывают причины и следствия любовных неудач, в то время как картина рассыпается на не особо смешные схематичные эпизоды из серии «если он вам не звонит», «если он с вами не спит», «если он не женится», «если вам немного за тридцать» и прочее.

Смотреть такое кино из просветительских целей не столь бессмысленно, сколь скучно. Баловать же себя искрометным юмором тоже не получается, ибо формат двухчасовой поучительной мелодрамы изматывает намного раньше, чем персонажи начинают вызывать хоть какую-то симпатию. Вытягивать подобного рода банальности приходится исключительно актерам, которые хоть и стараются в полсилы, но радуют одним своим присутствием. Лучше всего выходит у Дженифер Коннели — эта симпатичная и талантливая актриса в последнее время сменила печать интеллигентности на лице на ставшую уже привычной гримасу озлобленности. Образ неумной и депрессивной матери-одиночки отчасти перекочевал и в «Обещать — не значит жениться».

Впрочем, инородность Коннели в любых комедийных ролях придает картине хоть и ненужного, но действительно трогательного драматизма: за один лишь эпизод с ее истериками, разбитым зеркалом и веником фильму прощаешь многое. Странно даже, но хороша и Скарлетт Йоханссон — изрядно поднадоевшая, но все же обаятельная, одухотворенная и максимально обнаженная в каждом кадре, что тоже можно приравнять к небольшому режиссерскому оправданию за растрату зрительского времени. Однако, как бы актеры не старались рассмешить или растрогать, сложно не заметить сомнительную и удручающую тенденцию в американском кино — навязать фальшивую модель поведения, пояснить про обязательные исключения из правил и расчертить формулу сложных химических процессов в любовных делах, словно те действительно поддаются какой-либо структуризации.


Все новости